Тип жилья будет связан с климатом
В мире наблюдаются две движущие силы в строительстве жилья. Это центробежная, которая предусматривает строительство индивидуальных домов на природе, и центростремительная, когда ресурсы всякого рода — от финансовых, культурных до людских — концентрируются в городах. Как раз второй тенденции отвечает возведение подземных сооружений, например шопинг-центров.
Польза от развития подземных городов очевидна. Большая экономия на обогреве и охлаждении, поскольку подземная температура достаточно стабильна. Существует возможность строительства в тех дорогих и престижных местах в городах, которые уже заняты надземными сооружениями. В таком случае не будет больших проблем с сохранением исторических и культурных памятников при подземном. Это прекрасно видно в том, как реализована концепция Лувра: часть современной инфраструктуры, торговой и музейной, оказалась под землей и не затрагивает архитектурных памятников.
Заглубленные жилища и подземные города не новое явление. Мы знаем о существовании подземного города Деринкой, который находится в Турции, в районе Каппадокии. Город был вырублен во втором тысячелетии до нашей эры в горе из мягкого вулканического туфа. Глубина этого подземного сооружения 60 метров. Внутри восемь «этажей», или ярусов. Вместимость сооружения — до 20 тысяч человек вместе с продовольствием и домашним скотом.
Стоит вспомнить полумифический проект из советского времени «Адам и Ева», когда добровольцы жили вахтовым методом в неких секретных подземных городах, чтобы затем выйти на поверхность после атомной войны и начать новое человечество. Во время холодной войны подземные города развивались в формате убежищ, и до сих пор все, что связано с подземным, несет в себе психологический отпечаток опасности. Отчасти это мешает развитию жилого и торгового подземного фонда.
Популярность подземных городов может возникнуть внезапно и быть связана, к примеру, с изменением климата, как в сторону потепления, так и в сторону похолодания, в ближайшие 100 лет. В случае если возникнет социальный консенсус по строительству подземных городов, то по факту транспортная структура для них существует. Останется лишь построить подземные жилые кварталы.