Уроки истории оживают в музее
Школы тоже не оплачивают эти посещения — музеи получают средства напрямую из бюджета города в зависимости от количества школьников, воспользовавшихся этой возможностью. И сегодня вместе с детьми учителя и школа получили возможность выйти за рамки школьного кабинета, сделать уроки интересными, содержательными. Причем, практика проведения целых учебных дней на базе музеев сразу же породила миф о том, что полноценный учебный день по привычному расписанию уроков, в котором есть место и математике, и русскому языку, и языкам иностранным, и физике, и музыке и так далее, провести просто нереально в силу того, что музеи имеют конкретную направленность. Ну, разве что уроки истории, той же музыки провести, может быть, и можно, но вот в краеведческом музее уж никак не возможно провести качественный урок математики, например.
Методисты Городского методического центра Департамента образования города Москвы, московские учителя и музейные работники этот миф разрушили моментально. Одним из первых таких качественно разработанных полноценных учебных дней был подготовлен для школьников на базе музейного комплекса в Коломенском. Изучение математики в нем опирается на исследование архитектурного ансамбля летнего дворца царя Алексея Михайловича, биология — на замечательные оранжереи и яблоневые сады и так далее. На сегодняшний день таких полностью разработанных учебных дней для разных классов уже несколько десятков, и работа над ними продолжается.
Конечно, отдельного разговора заслуживают совершенно очевидные даже на первый взгляд и при этом практически безграничные возможности по изучению истории и нашей страны, и нашего города, которые доступны школьникам, исследующим музейное пространство города. Для ребят созданы условия, при которых эта история с однообразных страниц учебника переносится в открытый город и словно оживает в его музейных пространствах. Тем более, что московские музеи активно используют самые разнообразные интерактивные технологии для этого. И в городе есть возможность изучить историю как обзорно, например, на ВДНХ в рамках выставки «Россия — моя история», так и «точечно», тематически, например, в Музее современной истории России и многих других музеях, являющихся наиболее активными участниками проекта. Такая живая история действительно создает условия для более глубокой включенности ребят в переживание событий нашего прошлого, делает их сопричастными и славным страницам, и тяжелым и трагическим периодам нашей истории, помогает лучше понять, каким же образом формировался так называемый «русский характер», присущий самым разным представителям нашего большого и многонационального народа. Это понимание поможет нашим школьникам лучше узнать самих себя, задать самим себе важные вопросы.
Убежден, что развитие таких проектов, которые наряду с целым рядом других расширяют пространство школы, делают сам город большой и интересной детям Большой Школой. Это обязательно позволит нам сделать московское образование еще более качественным, еще более интересным и полезным для каждого московского школьника.