Человек уперся в космический потолок

Общество
Полет Юрия Гагарина — одно из немногих событий новейшей истории, по поводу которого расхождений не имеется.

Для нашей эпохи просто удивительно, что не рождено никаких фейков и контрверсий относительно того, что 12 апреля 1961 года СССР первым вышел в космос. По опросам российские граждане воспринимают полет Гагарина как одно из главных достижений страны. Вполне естественно, что в обществе бродит идея поднять День космонавтики до уровня государственного праздника.

В 1960-х наша космонавтика совершила каскад пионерских прорывов. При президенте Кеннеди Америка всерьез взялась за отрасль, осознав, что лидерство СССР в космонавтике наносит идеологический удар по престижу капитализма. Но даже в лунной гонке СССР долго имел шансы на вираже обойти Америку. Если бы не преждевременная смерть Сергея Королева и потеря политической воли, еще неизвестно, кто был бы первым на Луне. Одновременно с пилотируемыми «Аполлонами» там побывал советский робот, который тоже доставил на землю лунный грунт.

Космонавтика устремлена в будущее. Можно гордиться достижениями, но лучше подпитывать их собственными успехами и новыми прорывами. Но мировая космонавтика пребывает в кризисе. Непонятен вектор развития. Космонавтика столкнулась с самым серьезным барьером в виде физических возможностей человека. Даже полет на Марс кажется маловероятным. Техника выдержит, но степень риска для человека настолько велика, что ни один политик не согласится дать старт.

Сегодня генеральная линия развития космонавтики не требует присутствия человека в космосе. Самое перспективное — спутники связи и космический Интернет, который доставит информацию прямиком в каждую хижину, что станет принципиальным прорывом для информационной эпохи и может переписать все политические и экономические доктрины.

Церемония открытия скульптуры Юрия Гагарина прошла в Колорадо-Спрингс / Фото: официальный сайт «Роскосмоса»

Все-таки природа человека такова, что он стремится к экспансии. Смириться с тем, что он прикован к земной гавани, человек не сможет. Для полета к другим планетам необходимы длительные программы — на 20–30 лет. Но земная политика такова, что следующее поколение политиков почти неизбежно их закрывает. Брежнев прихлопнул хрущевские планы по Луне, Горбачев посадил на земной прикол «Буран» и выбросил самую мощную ракету в мире «Энергия», Ельцин потопил «Мир» и забыл о ГЛОНАССе, Никсон закрыл «Аполлон», Клинтон отказался от станции «Фридом». Проект спасла Россия, без нее была бы невозможна Международная космическая станция.

Обама перечеркнул планы Буша, Трамп смеется над планами Обамы и строит собственные. Глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин часто говорит о далеких мирах, но почему-то его прожектам нет доверия. Последнее время о космической отрасли чаще вспоминают в связи с очередным скандалом. При Королеве такого не было, низко стали летать начальники...

Руководители российской космонавтики часто говорят о дефиците квалифицированных кадров. Уверен, что более всего космонавтика нуждается сегодня в мудром и дальновидном стратеге, который сумел бы поставить амбициозную, но выполнимую задачу, чтобы отрасль набрала скорость и поднялась на новую орбиту.

И тогда с чистой совестью можно будет повторить знаменитое «Поехали!».

amp-next-page separator