Московская кассирша в хиджабе
И вот какая странная история: аргументы и тех, кто за, и тех, кто против, вполне себе разумны.
Те, кто возмущен «несоблюдением дресс-кода», говорят: посмотрите на Францию или Германию, где толерантность дошла до того, что уже коренные жители ходят по струнке, а настоящие хозяева жизни — именно пришлые национальности. А еще, говорят, может, там вообще у кассирши под хиджабом борода скрывается? Вам не страшно? А вы бы поехали в Чечню и попробовали бы там по Грозному порассекать в мини-юбке и с глубоким декольте, вам бы сказали пару ласковых. Находишься в гостях, соблюдай правила.
А оппоненты возражают: ну и что, чем вам помешал платок у женщины-кассира? А если православная женщина в платочке идет, ей можно голову покрывать? А мусульманке, получается, нельзя? Москва — город многих национальностей. У каждой своя традиция. Главное — какой человек работник и специалист. И кто-то даже приводит пример: у нас в поликлинике детский врач, самая опытная и хорошая, тоже в хиджабе и длинном платье в пол. И все ее любят-обожают. Каждый человек имеет право одеваться как хочет. А право вероисповедания закреплено в Конституции.
К сожалению, мы идем теми же путями, что и Евросоюз. К нам приходят те же проблемы, только как бы с опозданием. Вспомните, лет десять назад там с ожесточением спорили о праве мусульманок на хиджаб. О праве девочек-школьниц ходить в хиджабах в школу, о праве женщин скрывать свое лицо на улицах и в магазинах... «Пусть ходят в хиджабах на своей исторической родине, а у нас — соблюдают наши правила жизни!» — сначала звучало как настойчивый призыв, потом — как аргумент, произнесенный вполголоса, потом — как жалкий писк. Сейчас этих голосов уже и не слышно. Победили хиджабы, толерантность во всех сферах жизни. В странах ЕС этот вопрос закрыли с оглушительным треском. И больше к нему не возвращаются. Боятся.
Мы «толерантностью» еще не переболели. У нас — вакцина впрыснута, пошла какая-то реакция с поднятием температуры (не до критических отметок) и отдельными нарывами. Переболеем тоже, Бог даст.
Сегодняшние границы слишком размыты, а главное правило — что общепризнанных правил-то вроде как и нет. Оскорбляет ли меня вид продавщицы в хиджабе в московском магазине? Нет. Если продавщица эта аккуратна и знает русский язык, если она вежлива со мной — покупателем. Что оскорбит меня? Невоспитанная чушка за прилавком, которая обсчитывает-обвешивает, которая хамски себя ведет с посетителями магазина.
Кстати, сейчас таких продавцов практически и нет — рынок вытеснил их как класс. Остались какие-то стереотипы из советского прошлого, полумифические, где вульгарная бабища с прической «взрыв на макаронной фабрике» надменно говорит что-то вроде: «Я «двушек» не рожаю». Для тех, кто не застал, небольшое пояснение: «двушка» в данном случае двухкопеечная монетка, за нее можно было позвонить в телефоне-автомате на улице, поэтому к продавцам часто обращались с просьбой — разменять пятачок...
Эх, как недавно и одновременно как давно это было.
В другой жизни.
Она была не лучше и не хуже, просто — совсем другая.