Кто виноват в безграмотности

Общество
«Ищю роботу». Я отложил резюме потенциальной корреспондентки телеканала в сторону. Росла гора бумажек. А в них, как в капле воды, отразилось немало.

Например, безграмотность. Сравните: на сайтах популярных газет ошибки — редкость. В газетах традиционно сотрудники грамотнее, да и корректура работает. А на сайтах радио и ТВ — тихий ужас. Между тем владение языком и грамотность для журналиста — необходимость, и тридцать лет назад представить себе сегодняшние ляпы было невозможно.

Яйцеголовые из «Фейсбука» могут сколько угодно иронизировать над «кудой, тудой, ложи, поклал, пинжак» и т. д., но уже не до смеха. Потому что с безграмотности и коверканья речи, с новояза начинается гибель нации. 

Да, «йазык падонкафф» в Сети — это было смешно, но лишь для высокограмотных. Все же остальные либо поняли это как разрешение больше не заморачиваться правилами правописания, либо «ваще в натуре не поняли — а чо такого? Все путем ваще!»

Служа в армии, я заметил одну особенность: потеря себя для некоторых начиналась с отказа от личной гигиены. Перестал чистить зубы — через пару месяцев стал тем, кого именуют смачным словом «чмо». И — удивительное дело! Как правило, в эту категорию попадали чаще люди с высшим и неполным высшим образованием. Мимикрируя в жесткой среде, они первым делом выучивали солдатский сленг, дабы походить на своих. И были нелепы — устойчивый социум всегда чувствует чужака.

После введения ЕГЭ на журфаке МГУ взялись за головы — такого количества безграмотных студентов здесь еще не видывали. Например, традиционно в проверочном диктанте для сильных групп газетного отделения нормой считалась одна — и то орфографическая — ошибка на страничку. Здесь же, по рассказам преподавателей, пришлось считать допустимым десяток грамматических.

В языке, как в зеркале, отражается то, чем живет нация / Фото: РИА Новости

Когда-то мы смеялись над «Перепиской Ивана Грозного с Крупской». Теперь же нормой стал ответ на экзаменах:

— В пьесе «Беспредельщица» Островский показал… Да, он нам всем еще покажет. «Водоросль» Фонвизина и «Старуху Баскервиль» Максима Горького или, например, Маяковского — «У Блока в штанах».

Грамотный человек стал подозрителен. Вежливый воспринимается трусом, сдержанный — слабаком. Но это не повод не чистить зубы.

Почему общество с такой легкостью примеряет примитивизм? Ну, во-первых, как известно, у Пронькиных на даче легко и просто, все свои, и жизнь понятна и незатейлива.

Так проще. Легче. А то чо они, как эти.

А интеллигенция, «эти», на которых и лежит великая миссия — беречь язык, традиции и быть образцами если уж не порядочности, то речи и приличий, никак не поймут, что виртуозное владение матом — вещь естественная, а не искусственная, что своим среди говорящих и думающих матом людей будет только сильный, настоящий, а не фейковый мачо с биофака. А в очках или без — безразлично.

Что ж, вынужден констатировать — интеллигенция, которую Ленин называл известно как, в очередной раз не справилась с возложенной задачей.

Почему?

Да потому, что только в России интеллигенция считает себя классом. Сословием наподобие дворянства. Забывая, что суть предназначения дворянства — служение, а не щипание ключницы.

И тогда быть естественным и говорить правильно так же легко и приятно, как говорить правду.

Все остальное — регресс и импотенция ума. 

amp-next-page separator