Уничтожению продуктов придадут смысл
Роспотребнадзор предложил законодательно запретить уничтожение продуктов питания, пригодных для употребления.
Кажется, обусловлена эта инициатива проблемой утилизации отходов. «Считаем целесообразным обеспечить разработку нормативно-правовых актов о запрете на захоронение и уничтожение продуктов питания, пригодных для употребления в пищу», — сказано в предложениях инстанции. Ну, пусть хоть так. Хотя логика, мне казалось, должна была быть другой.
Еще в августе 2014 года президент подписал указ, в котором говорилось о применении отдельных специальных экономических мер, которым запрещался ввоз в нашу страну продуктов из некоторых стран. Таким был наш ответ на санкции. К лету прошлого года Россельхознадзор заявил, что было уничтожено 26 тысяч тонн (!) санкционной продукции — в основном овощей, фруктов, молочных и животноводческих продуктов.
Грузы уничтожались нелегальные. С точки зрения большой политики это было правильно и отлично иллюстрировало жесткость позиции: а вот чтоб неповадно было.
Ныне Роспотребнадзор предлагает использовать пищевые отходы и невостребованные продукты как источники биоэнергетики. Разумно? Да. Мусором нас заваливает, все это знают, и ничего кроме радости от разумного подхода к решению этой проблемы тут испытывать нельзя. Нам все равно придется решать эту проблему, и чем дольше мы затягиваем с внутренней перестройкой, чем больше упираемся раздельному сбору мусора и так далее, тем больше заостряется проблема, только и всего. В основе ее решения все равно лежит не указ правительства, а изменение ментальности, без чего никакие законы у нас просто не работают.
Но, наверное, я выскажу крамольную мысль, только не дает она мне покоя. Превратить какие-нибудь плохие персики в биотопливо, газ или еще что-нибудь — это разумно. Но если они нормальные, качественные и единственный их грех — происхождение, то не разумнее было бы и определить их по принадлежности? Ну почему, например, если они соответствуют ГОСТам, не предложить их малообеспеченным семьям, старикам? Никак не пойму, честно. Какое-то время назад читала, как бодро извели «левый» сыр. Прямо огромную кучу сыра. Качественного, тут и вопросов нет. А потом, вскоре после этого, я поехала в многодетную семью, и глава семейства, шутя лишь отчасти, заявил — ну зачем же, отдали бы нам хоть головку, у нас бы за день ее «смели»! «Лучше в нас, чем в таз», — великая советская еще мудрость...
Не говорю уже о том, что где-то внутри шевелится червячок сомнения: а действительно ли подчистую уничтожались продукты? Зная, как активируются в предчувствии «халявы» криминально настроенные мозги, не могу исключить, что часть такой продукции все же уходила налево, растекалась по маленьким торговым точкам, где благополучно раскупалась в считанные часы. Да и иные способы нагреть лапу очевидны: ну почему, например, не упереть тот же сыр для себя, любимого...
Путина, конечно, боятся. Но не может же он лично контролировать утилизацию яблок и сыра, мяса и йогуртов. А значит, велико искушение, ох, как велико! Ведь великий советский «несун» в нас не перевелся: там сопрут, тут сопрут. Кто по мелочи, кто по-крупному. Люди... И эту черту российскую еще Салтыков-Щедрин описывал: «Воруют!» Просто воровство бывает разной формы, неизменна лишь его суть.
Но даже Бог с ней, с раздачей продуктов нуждающемуся населению, просто сам факт абсолютно бессмысленного изничтожения чего-то казался и кажется мне абсурдным. Если этому придадут хоть какой-то смысл, уже хорошо.