/ Фото: Игорь Ивандиков

Имейте терпение, господин преемник!

Общество
Очень мне нравится аппаратная поговорка: «Вам не понять тайное движение номенклатуры». Сосредоточимся на краеугольном персонаже кадровых перестановок под названием преемник.

Кто-то всегда приходит за кем-то, и тут непременно скрыта интрига. В новейшей истории мы постоянно гадаем, кто кого сменит. Сменяемый рассчитывает на лояльность сменяющего; сменяющий решает, как вести себя в отношении сменяемого. Те, кто стоит над ними, увлеченно раскладывают пасьянсы.

В сегодняшней истории речь пойдет о губернаторе крепкой, недотационной области и его первом заместителе. Губер работал давно, успел поднадоесть и местному люду, и московским вождям. Вопиющих претензий — тех, за которые прогоняют в одночасье, — к нему не имелось, но всем было ясно, что дело близится к финалу. Попросись он в отставку сам — обняли бы, расцеловали, да еще и предложили бы хорошее спокойное место — допустим, в Совете Федерации.

Но он не торопился.

Своего первого зама губернатор методом проб и ошибок выбрал сам, несколько лет его пестовал, поручая курировать то промышленно-экономический блок, то социальный, то избирательные кампании. В итоге обрел в высшей степени надежного соратника, способного эффективно решать любые задачи. Регулярно его хвалил и ставил в пример. И всем было ясно: вот он, преемник.

Первый зам ничуть не возражал, он высоко ценил свои возможности. Уважая шефа, не лез на первый план, рассчитывая, что смена произойдет естественным образом и мирно отходящий от дел губер публично обнимет его и напутствует.

Взамен будущий глава области пообещал себе, что никогда не даст благодетеля в обиду и позаботится о том, чтобы желающие покопаться в небезгрешном прошлом покинувшего свой пост руководителя смирили прыть и смежили уста.

Гревшую душу планы дали сбой за год до истечения срока губернаторских полномочий. На рядовой пресс-конференции первому заместителю был задан вопрос: «Считаете ли вы себя готовым сменить нынешнего главу администрации?» Ответ был в высшей степени корректен и явно отрепетирован: доверие действующего губернатора, возможность поработать с ним плечом к плечу, перенять его бесценный опыт управления дают основания в случае его ухода принять на себя руководство областью.

Больше он ничего не сказал.

Но и этого было достаточно.

На следующий же день во время заседания областного правительства губер, придравшись к мелочам, люто растоптал первого заместителя. И другие замы, почуяв запах крови, вдохновенно застрочили жалобы на соперника, которые глава области поручил расследовать злейшему врагу обвиняемого.

Без пяти минут преемник проклинал себя почем зря. Он пренебрег важнейшим правилом: никогда, ни под каким видом не показывать, что ты посягаешь на место власть имущего, то есть фактически на его имущество. Молчи и жди, когда, по выражению Воланда, «сами предложат и сами же все дадут».

Травля длилась полгода, а потом на выборах в Законодательное собрание бедолагу избрали областным депутатом, и он стал заместителем председателя Комиссии по физической культуре и спорту.

Но никто не отменял закон равновесия: губернатора вызвали в Москву и заставили досрочно подать в отставку, не предложив ничего взамен. И присланный новый руководитель области со всей принципиальностью поставил вопрос… догадались, о чем? Вы правы: о коррупции, процветавшей при прежнем руководстве.

 

 

amp-next-page separator