Оказывается, мы есть
А в России, напомню, всего 150 миллионов населения, включая не читающих младенцев и гастарбайтеров. Рекламы книги я не видел вообще нигде. А вот людей с книгой встречал часто. В очереди в поликлинике. В метро. Непонятно, как они все узнавали о ней? По церковным каналам? По сарафанному радио? Не знаю.
Это аномалия какая-то. По-старому говоря — чудо. Я знаком с издательским делом и знаю, как это трудно — донести книгу до людей, заставить их захотеть прочесть хоть что-нибудь дороже пачки масла. А тут — сами покупают и читают. Зачем? Ради интереса я номинировал эту книгу на премию «Национальный бестселлер» (правильнее было бы сказать наоборот — премию номинировал на книгу, ведь это, пожалуй, был первый случай, когда на «Национальный бестселлер» претендовал национальный бестселлер). И удивительное дело — профессиональные критики, эти прокуренные и прожженные циники, далекие от всяких православных сюсю-мусю, не выдерживали — ломались. Отдавали этой необычной и непривычной для них книге должное: говорили о ней пусть со сдержанным, но уважением. (Премию, конечно же, не вручили...) История с этой книгой напомнила про многотысячные крестные ходы, о которых у нас как-то совершенно не принято сообщать в средствах массовой информации, несмотря на чрезвычайную информационную моду на всяческие митинги, шествия и «прогулки». Напомнила и про осеннее стояние к поясу Богородицы, в котором за несколько недель приняло участие больше миллиона человек (а в «маршах миллионов» за полгода — гораздо меньше).
Видно, мы действительно не знаем страны, в которой живем. По телевизору ее не показывают, по радио о ней не говорят, в протестующем интернете — тоже, вот мы и думаем, что ее нет. А когда вдруг сталкиваемся с ее существованием, это шокирует, как… Ну вот как если бы фонарный столб вдруг с нами заговорил. Абсурд! Нарушение всех законов управления! А он, зараза, твердит: «Не убивай, не лги, не кради, не фанатей от кумиров, не зырь порнуху…» Тьфу!
Да, кстати. Помните нашумевший «Код да Винчи» Дэна Брауна? Долго тогда гадали, какая же тайная мировая закулиса раскрутила этот вредный роман. А его, пожалуй, ведь никто не раскручивал. Просто людям по-прежнему «про Христа» интересно. Для них это, безусловно, важно, сколько ни вдалбливай, что мы живем не в христианской, а в «постхристианской» цивилизации…
А вот фигушки.