Александр Лосото / Фото: Игорь Ивандиков, «Вечерняя Москва»

«Духовная брань» на вороту не виснет

Общество
Скандальная известность группы Pussy Riot явилась в новом обличье: на «кощуницах» стали пиариться. Подмастерья культуры, мечтающие выделиться из толпы, поняли, что сегодня достаточно надеть или нарисовать балаклаву – и ты автоматом становишься всероссийской знаменитостью. А, если повезет, зацепишь и мировую славу.

Ну кто, скажите, еще неделю назад слышал о молодой художнице из Ижевска Евгении Мальцевой? Всеми силами пытаясь привлечь к себе внимание, живописала она мясистые мужские задницы и фаллосы, поднимаемые на канатах. Естественно, проку было с гулькин нос: таких креативных творцов пруд пруди в современном искусстве. Томилась бы Мальцева и дальше в своей маскулинной безвестности, если бы не гениальная идея попиариться за счет скандальной группы.

Выставка «Духовная брань» в галерее Марата Гельмана на «Винзаводе» только открылась, а шума уже на всю Москву. Еще бы, художница напялила балаклавы на Христа и Троицу! "Новые русские святые" из Рussy Riot смотрят на нас через прорези своих шапок. Для истинно верующих – запредельное святотатство. Для продвинутых критиков-интеллектуалов – иконы XXI века, актуальное творческое развитие древних традиций. В общем, умерла певица голых задниц Мальцева – родился иконоПИСЕЦ.

С художницей все понятно: ее кистью водила жажда славы в дистиллированном виде. К Марату Гельману тоже вопросов не возникает. Галерист, всегда ставящий на скандал и эпатаж достопочтенной публики, грамотно не приехал на открытие выставки, предоставив отдуваться руководству «Винзавода». Но что двигало автором идеи цикла, богачом и знатоком иконописи Виктором Бондаренко? Человеком, собравшим одну из самых значительных коллекций православной иконы в мире, не жалеющим денег на лучших специалистов для атрибуции своего уникального собрания? С великой любовью изданный им фолиант «…И по плодам узнается древо» - лучшая книга по иконописи, которую мне приходилось держать в руках. Бондаренко не любит икону – он ею живет. И этот подвижник – а иначе его не назовешь! - вдохновил художницу (и профинансировал, надо полагать) на… ну, мягко говоря, издевательство над делом своей жизни. Самое загадочное в этой истории: что в душе мецената? Действительно верит, что черные доски Евгении Мальцевой – не банальная спекуляция на скандальной теме Pussy Riot, а новое слово в иконописи – великом, но, увы, давно мертвом искусстве? И что сказать это новое слово суждено именно ему, Виктору Бондаренко?..

Как и рассчитывали организаторы, открытие выставки, не без умысла приуроченное к одному из великих церковных праздников – Рождеству Богородицы, не обошлось без курьеза. Для борьбы с лже-иконами на «Винзавод» прибыл боевой отряд рьяных казаков – такая же редкость в Москве, как сонм святых в балаклавах. Произошла символическая встреча двух команд: одни паразитируют на богохульстве, другие делают себе имя и деньги на мантрах о вечных православных ценностях. Противники для виду попихались и разошлись, вполне довольные друг другом. Ведь для грамотного пиара война необходима. Ну хотя бы просто войнушка.

amp-next-page separator