/ Фото: Из архива автора

Ювенальная юстиция: Киднеппинг по-русски

Общество
Благие намерения - дорога в ад. Хотение как лучше ведет к нашему российскому результату - выходит как обычно. Нашу страну замордовали различными необдуманными экспериментами и новациями настолько, что любое новшество воспринимается с опаской. И, как правило, не зря.

Вокруг ювенальной юстиции кипят шекспировские страсти. Дошло уже до создания чуть ли не народных фронтов. И это далеко не конец. Инстинкт продолжения рода - один из базовых. Причем не только у человека, но и у животных. Нормальная мать за свое дитя будет драться до последнего. Она не то, что коня на скаку остановит, а еще и вилами в бок попотчует того, кто этим конем правит.

Изначально ювенальная юстиция предполагала просто систему специальных судов для несовершеннолетних. Была даже идея сделать подсудными ей дела всех лиц не достигших восемнадцатилетнего возраста. Предполагалось, что судимость ювенального суда нигде и никогда не будет упоминаться во взрослой жизни. Эта судебная система должна была стать барьером между профессиональной преступностью и подростковыми шалостями. Колония для несовершеннолетних должна была стать наказанием только за самые страшные преступления. Исправления "трудных" детей предполагалось без их изоляции от общества. Эта идея в конце 80-х находила поддержку в обществе, которое жаждало перемен. И дождалось...

Существует несколько моделей ювенальной юстиции. Одни предполагают создание только судов для несовершеннолетних, и особого смягченного законодательства для них. Другие - целую систему с акцентом на органы опеки и попечительства, дающие им достаточно широкие полномочия. Не буду останавливаться на особенностях этих систем, скажу только, что название свое они берут от стран, где опробовались.

В России и так полно сирот и беспризорников. Право изымать детей из семьи до судебного решения и помещение ребенка в сиротский приют (какими бы красивыми словами его не называли, суть от этого не меняется), вызывает у НОРМАЛЬНЫХ родителей оторопь. Да, для детей, подвергающихся домашнему насилию, в том числе и сексуальному - это безусловно спасение. Но... Российский проект предполагает СЛИШКОМ ШИРОКИЕ ВНЕСУДЕБНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ. И на деле борьба за права ребенка может обернуться чем-то совсем иным.

Сочетание низких зарплат и широких полномочий в нашей стране ПОЧТИ ВСЕГДА ведет к конвертированию этих самых полномочий в денежные знаки. Естественно, что акценты сместятся. Вместо действительно неблагополучных семей объектом "пристального внимания" станут "так называемые благополучные семьи". Там, где есть что брать. У алкоголиков и наркоманов деньги расходуются исключительно на их собственные нужды. И выбор купить бутылку (дозу) или дать инспектору на лапу, всегда в пользу первого. За счет их детей будет выполняться план. У нас ведь нельзя без плана. Но и жить радетелям за блага детские тоже на что-то надо. Не на зарплату же. А придраться можно к чему угодно - не так разговариваете с ребенком, родители много работают и не уделяют должного внимания воспитанию, да мало ли поводов, коли заработать охота.

Такого рода законодательные инициативы изначально надо проверять на коррупционную составляющую. А затем смотреть, кто и почему, такого рода проекты лоббирует. И если надо принимать меры, предусмотренные законодательством. Если надо то и уголовным.

Нужно просчитывать последствия, и пытаться отделить декларируемые мотивы от истинных. И нравится это кому-то или нет - проверять на соответствие Конституции. Статьи 23 (неприкосновенностью частной жизни, в том числе и семейной тайны) и 38 (защиты семьи, материнства и детства со стороны государства, а также право и обязанность родителей воспитывать детей) никто пока не отменял.

amp-next-page separator