/ Фото: Ивандиков Игорь

Все в ажуре

Общество
Маршрут, по которому я по утрам «бегаю от болезней», лежит близ обычного московского детского сада. Бегу и вижу: с десяток ребятишек водят с воспитательницей хоровод, охотно повторяя все ее притопы и прихлопы.

Поодаль на скамейке — девчушка из этой же группы, наблюдает за ними и лишней себя явно не чувствует. Плюс еще один чумазый карапуз, которому вообще ни до чего нет дела. Нашел человек под кустом какую-то железку и «анализирует» ее посредством ржавого гвоздя.

«Ватсон, это же сигнал!» — немедленно вскричал бы на моем месте сэр Генри Баскервиль, который всегда умел подобрать нужное слово. Да и я бы сразу его заметил, не будь моя голова забита разной житейской текучкой. А когда-таки заметил, вспомнил слова из книги Екклезиаста, или Проповедника: «Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем. Бывает нечто, о чем говорят: «Смотри, вот это новое»; но это было уже в веках, бывших прежде нас...»

В самом деле, вот же как всегда устроено любое общество, если оно устойчиво, не распадается изнутри и не валится под напором извне: большинство народа в нем обязательно «идет строем», печатает шаг туда, куда их ведут командиры. Они подвластны харизме своих вождей и находят в этом движении смысл своей жизни. Более того, они, хоть и в разной степени, но восхищаются этим, они воспевают это и мифологизируют. Иначе не состоялась бы ни одна из цивилизаций со всем их потрясающим воображение культурным наследием, и не видать бы нам ни египетских пирамид, ни американского образа жизни, ни энтузиазма первых советских пятилеток, ни Победы, ни первого спутника и первого космонавта. Что можно защитить и много ли построить, если каждый занят чем попало? Но в общественном организме обязательно есть и совсем другие персонажи.

Их мало, но без них его здоровье было бы невозможно. На этих никакая харизма не действует, они видят мир иначе.

Сам Цезарь был таким — а то зачем бы ему спецраб, который в самые приятные минуты напоминал: «Ты смертен!» И андерсеновское: «А король-то голый!» — тоже явно сказал один из них. Кому-то из них мы обязаны колесом, кому-то — лестницей, из этой компании Ньютон и Циолковский, Спартак и Галилей, в этом ряду Вавилов, Джобс, Алферов.

Что же касается «сигнала», то он вот о чем: с детишками, которые стоят «на входе» во взрослую жизнь, все у нас нормально — в нужных пропорциях.

amp-next-page separator