Жаннат Идрисова / Фото: Игорь Ивандиков

Вот мы и в ВТО

Общество
Да-да, наконец-то мы практически попали туда, куда стремились без малого 20 лет. Госдума ратифицировала протокол о вступлении России во Всемирную торговую организацию. Есть все основания предполагать, что до 23 июля президент подпишет соответствующий закон. Наверняка поутихнут споры о том, чем является ВТО для России – благом или вредом. И хорошо, потому что, честное слово, дискуссия надоела.

Кажется, с самого начала (вдумайтесь, с 1993 года!) более-менее посвященным людям было ясно, что вступление в ВТО – это в большей степени вопрос престижа. Потом это ясно стало почти всем. Сторонники членства торопили: «Надо вступать!» Все страны, включая партнеров по СНГ, идут в ВТО и назад не просятся, хотя имеют на это полное право. А мы что, хуже других? Ведь это выход на новые рынки товаров и услуг, устранение тарифных барьеров. Мол, торгуя на международном уровне, будем платить не столь высокие таможенные пошлины.

Противники ВТО урезонивали: «Куда торопиться? Порядок сперва надо навести!» И выкладывали главный козырь: не с чем нам пока идти на западные рынки. Ну, сырье, металл, минеральные удобрения. Бедноват список. А свои рынки откроем, хлынут к нам более дешевые импортные товары, пострадает не набравший силы отечественный производитель. Сельскому хозяйству, авто- и авиапрому, легкой промышленности придется очень туго, предостерегали пессимисты, предлагая что-то вроде: «Давайте подготовимся, лет 10 на это потратим, зато потом войдем в мировую тусовку солидно».

Споры спорами, а переговоры о присоединении России к ВТО шли. Причем такими темпами, что впору было подумать: тот, кто наверху, помогает нам, приговаривая: «Готовьтесь! Вот вам 5 лет на модернизацию промышленности, вот еще пятилетка – поднимайте сельское хозяйство. Вступите, когда окрепнете». И что на выходе? Переговорный процесс просто логически подошел к концу. Представители России смогли, как того требует протокол, убедить всех других участников организации, что мы достойны быть в этом клубе. Между тем, опять возгласы: «А мы не готовы!» не смолкли. В последнее время стали даже громче звучать.

Глупо, наверное, спрашивать, когда же у нас будет все хорошо. Неизвестно никому (кроме того, кто наверху), когда наши автомобили станут лучше импортных, когда банальную обувь отечественного производства захочется надеть и не снимать. Я надеюсь, что доживу до этого. Можно винить во всем правительство, говорить, что власти что-то делают не так. Есть в этом доля правды, на мой взгляд. Но, увы, как показывает практика, бизнес-сообщество тоже не без греха, не очень хочет вкладываться в подъем родной экономики.

Года четыре назад я беседовала на эту тему с доктором экономических наук Вячеславом Загашвили. «Я в 1998-ом был в ряду тех, кто считал, что нужно повременить со вступлением, подготовиться, - признался он. – Но годы прошли, и сказать, что на протяжении их мы сильно старались, нельзя. Так что надо вступать и действовать на общих основаниях». Вот и я за то же. Вступаем и действуем. Может, это сподвигнет нас на экономический подъем. Честное слово, хочется это увидеть.

amp-next-page separator