Там пролетели валькирии...
Сколько можно мытарить артистов, вынуждая играть спектакли в каком-то совковом зале для партсобраний? Седьмой сезон пошел!
А ведь это самый знаменитый оперный театр России после Большого. Спросите, например, в Париже. Или в Пекине. Или в Таллине. Еще в трех – пяти десятках мировых столиц. Только Большой – федерального подчинения, а этот наш, родной, московский. Но, видно, судьба реставрации гигантского ГАБТа как-то спроецировалась и на маленький «Геликон», кстати, экспортирующий туда иногда своих блестящих солистов.
В «Геликоне» состоялся сбор труппы – эх, какие лица, какие голоса, какая сила духа! И с руководителем театра режиссером Дмитрием Бертманом театру повезло. Это вам не угрюмый индюк, какие подчас выскакивают на волне перемен. Присутствовавший на собрании начальник департамента культуры Москвы Сергей Капков не так давно сильно влип с Театром Гоголя, назначив «агентом изменения» в старомосковский театр режиссера Кирилла Серебренникова, талантливого режиссера, увы, не имеющего ни малейшего понятия о наших, столичных манерах и – да, что поделаешь! – замашках. А ведь мы, москвичи, дорожим ими как зеницей ока, считая непременной составляющей своей культуры. И вот уже не первую неделю интеллигенция полощет «гоголевскую» историю, не разбирая, кто прав, кто виноват.
В «Гоголе» загвоздка в том, что посещаемость ниже желаемой. Но в «Геликоне» – вечная давка. Дмитрий Бертман, обнародовав цифру посещаемости 97,2 процента, в своем фирменном стиле прикололся: «Так ведь у нас и зал маленький, и ВИПов много просится – и мы же всех принимаем и рассаживаем, поэтому наполняемость такая!» Как говорится, всех зайцев одной фразой убил в глазах Капкова. Немногословный Сергей Александрович словесную дуэль проиграл: «Старое здание на Большой Никитской большей частью восстановлено. А вот во дворе – котлован… Может, в котловане концерт дать, чтобы привлечь всеобщее внимание?» Хочется добавить: там не просто котлован, а дыра, поросшая бурьяном, кругом во дворе каски раскиданы, как после битвы в мировой войне. Там пролетели валькирии!
Однако по Театру-то Гоголя стало ясно: Капков – он тихий-тихий, милый-милый, но довольно решительный, чего в нашем бардаке всегда сильно не хватает. Ждем-с, Сергей Александрович! А «Геликон» и в котловане споет, ему не привыкать.