Что для На-На хорошо, то Леди Гаге – верная смерть

Развлечения
Завершилась стажировка в "Вечерней Москве" Пола де Ревере, обозревателя газеты "Таллахасси Демократ" (штат Флорида, США). Он находился в Москве по программе обмена журналистами. Перед отъездом на родину Пол поработал по своей прямой специальности – как музыкальный критик. Пол встречался с коллективом группы На-На, бывал на концертах. И напоследок он делится с читателями "ВМ" своим, особым мнением о российском шоу-бизнесе. Оно ценно хотя бы потому, что это взгляд со стороны.

В Штатах есть одна хорошая поговорка: то, что тебя ограничивает, не заслуживает внимания. Придумали ее, конечно, не американцы, но дух нации эта пословица отражает как ничто. Тут видно и врожденное американское высокомерие, и принцип индивидуализма. Хотя кто из ныне живущих не сделает того, чего действительно хочет, пусть даже в обход законов, правил, морали и нравственности?

Для того, чтобы в своем стремлении следовать цели несмотря ни на что американцы не заходили слишком далеко, у нас появились властные институты, которые и следят за нормами, будь то личная жизнь или интересы всей Америки. Хотя люди и сами порой неплохо справляются.

«А вот что сделали мы, - честно признался мне в беседе перед концертом группы На-На известный русский продюсер Бари Алибасов, тот самый, что этих На-На вывел в люди, - мы посмотрели эти правила и сразу же наплевали на них».

Я долго пытался узнать, что он думает о том, что поголовно все телеканалы повесили на экраны бляшки с возрастными ограничениями, или как относится к постоянному «зацензуриванию» интернета. Оказалось, ему все равно. Концерты все так же идут, а билеты продаются. Что поделать, русские, как и американцы, готовы добиваться, особенно если серьезного наказания за этим не следует. Более того, русские власти порой готовы закрывать на это глаза.

Девяностые. Железный занавес пал, и в Россию хлынула западная музыка и европейская культура. В итоге получились На-На. Танцуют как русские Джексоны, поют как U2 на постсоветском пространстве, и их четверо – а это уже почти Beatles. Сборная солянка времен перестройки. Воплощение доселе невиданной в России свободы.

Вот что Алибасов рассказывал о том, как вместе с На-На побывал на шоу Дика Кларка:

«Он пытался научить нас произносить слово 'beautiful' (красивый, прекрасный). Повторял и повторял без толку, пока я не выговорил его для ребят, что называется, по-русски. Усвоили только тогда.».

Ребята из На-На учились петь под влиянием открывшегося запада, совмещая и сочетая то, что слышали и видели на концертах зарубежных звезд. Хотя я, американский критик с претензиями на опыт, ни с чем похожим не сталкивался.

Но у культуры есть одно немаловажное свойство: она все время меняется, хоть далеко не всем приятны эти перемены.

И то, что вытворяли на сцене Мадонна и Рамштайн, попало в России чуть ли не под уголовный запрет.

Эпатажная Леди Гага, которая едва не нарвалась на запрет выступления в России, обращалась к зрителям со сцены:

«Мне (говорила она многотысячной толпе Олимпийского) и не верится, что все вы здесь сегодня собрались, просто в Россию меня приглашали как-то так: ты конечно приезжай, но у тебя будут проблемы».

С другой стороны, Леди Гагу за эпатаж и в Штатах по головке не гладили…

Говорить (со сцены или на бумаге) то, что действительно хочется, – приятно всегда. Особенно когда свободу слова не ограничивают законами и другими рамками. Свобода слова важна и нужна хотя бы потому, что так и только так свою работу могут делать журналисты или, скажем, художники и музыканты. Свобода слова важна для Леди Гаги, свобода слова нужна На-На. И, куда же без этого, нам с вами: читателям, слушателям и зрителям.

Об авторе

Пол де Ревере, журналист из города Таллахасси, Флорида (США).

По программе обмена журналистами от Международного союза журналистов писал для «Вечерней Москвы». Выпускник университета Florida A&M University. Работает в штате газеты Tallahassee Democrat. Адрес электронной почты – pderevere@gmail.com

amp-next-page separator