Соколов-Митрич. / Фото: «Вечерняя Москва»

Замучился пыль глотать

Город
Однажды, давно это было, фоторепортер Алексей Белянчев, который теперь работает в «Вечерней Москве», побывал за границей и сразу понял, чем отличается среднестатистический европеец от русского человека.

- Волосы! - сказал наблюдательный Алексей. - У них на голове всегда порядок, а у нас вечно какие-то заусенцы. Мы стрижемся, только когда волосы уже начинают мешать. А они стригутся просто потому, что надо стричься.

Я не фотограф, у меня нет глаза-алмаза, поэтому мне понадобилось побывать в западном мире раз двадцать, чтобы понять, наконец, чем московская улица принципиально отличается от берлинской или нью-йоркской.

Пыль. Вот чем.

Мы можем застроить город небоскребами, заполонить улицы экологически безупречными автомобилями, уставить наносветофорами, велопарковками и залить бесплатном вайфаем — все равно наш город не выйдет в высшую лигу, пока мы не расправимся с пылью. Легкие и слизистую не обманешь — эти органы восприятия посылают прямо в мозг предательские сигналы: здесь жить нельзя. Пыль угнетает и психически и физически. Достаточно пройти 500 метров от метро до офиса в сухой день – и все, настроение не рабочее. А вечером возьмите ватку, смочите в лосьоне и снимите с лица мазок. Ну, как настроение?

Откуда вообще в городе берется эта гадость? Главный ее источник, как ни странно, вовсе не автомобили. Выхлопные газы лишь нагружают пыль таблицей Менделеева. Берется же она оттуда, откуда ей и положено браться — из открытого грунта.

Обратите внимание на городской ландшафт в каком-нибудь несчастном Мюнхене. Вы очень скоро заметите, что поверхность земли там делится без остатка на два состояния: либо зеленые насаждения (газон), либо твердое покрытие (асфальт, бетон, плитка, брусчатка). Все! Никаких тропинок, никаких проплешин, никаких следов от припаркованных на газонах автомобилей. Канавы, разрытия, стройки, ремонтные работы — только под специальной сеткой. Даже квадратный метр земли вокруг стоящего на бульваре дерева прикрыт чугунной решеткой. Потому что все это — источник распыления грязи. А она не просто мешает нам дышать. Она еще цепляет на себя всякую инфекцию. Заносит ее в наши легкие, глаза, барабанные перепонки. Засоряет водостоки и коллекторы. Вынуждает нас мыть автомобили и окна квартир раза в три чаще. Не располагает к такому удовольствию, как утренняя пробежка. Препятствует развитию велотранспорта. Ну и вообще — не приятно жить в городе, где тяжело дышится, правда?

Бороться с пылью можно и нужно двумя способами — ликвидировать последствия и устранять первопричины. Про первопричины я уже сказал. С управляющих и ремонтных компаний и муниципалитетов нужно драть три шкуры за любой открытый грунт. Застройщиков, которые выпускают на улицу грузовики с грязными колесами — адски штрафовать. С паркующимися по беспределу автомобилями бороться при помощи простейших инженерных сооружений - металлических столбиков, которые хрен объедешь. От чиновников тут вообще требуется не столько горы сворачивать и миллиарды тратить, сколько привести в единый осмысленный порядок тысячи простейших усилий.

Что же касается устранения последствий, то тут надо просто понять, наконец, что эпоха веников, метелок и прочих гаджетов, которые работают по принципу размазывания грязи по асфальту – прошла. Зачем поливать мостовую водой, если она все равно высохнет? Для чего нужна машина с ершом под брюхом, которая умеет только перемещать грязь к обочине? Даже если дворник с метлой и лопатой придет удалять ее оттуда через час, а не через день, все равно пыль успеет разнести ветром.

Человечество уже давно придумало уличные пылесосы самых разных мастей и пород. Пылесосы-автомобили — для массовой уборки грязи с улиц. Пылесосы с прицепным мусорным контейнером на колесах — для уборки вручную тротуаров и пешеходных зон. Пылесосы с рюкзаками-мешками — для «чистовой» отделки во дворах. Да, тут придется вложиться, но мировой коммунальный опыт показывает, что такие вложения быстро окупаются — даже если не принимать во внимание эффект оздоровления населения. Сколько лишних с метлами способен заменить такой аппарат?..

Вот еще бы голову в порядок привести. Алексей, ты уже научился стричься вовремя? Я еще нет.

amp-next-page separator