/ Фото: «Вечерняя Москва»

Тест для детей. Экзамен для взрослых

Технологии
27 мая школьники сдавали первый ЕГЭ, а 28 мая началась ГИА (государственная итоговая аттестация – те же тестовые экзамены, но для девятиклассников). И сразу вскрылись нарушения.

И снова хор голосов требует отмены ЕГЭ и возвращения к старым добрым экзаменам на аттестат зрелости, когда ученики получали отметки – всегда положительные! – от своих же учителей. На мой взгляд, делать это ни в коем случае нельзя.

Ведь только ЕГЭ позволяет объективно полностью исключить человеческий фактор. Можно случайно не там поставить крестик, что-то не так понять, найти в тестах не слишком удачные формулировки, но нельзя не признать, что сама махина из ста вопросов нивелирует значение подобных шероховатостей. А итоговый результат показывает реальный уровень знаний и погруженности в предмет. Потому что машину не обманешь. Если, конечно, ЕГЭ проводится честно.

Только слишком уж многим честная оценка невыгодна. И речь вовсе не о нерадивых школярах, норовящих все сдуть (а что, раньше на экзаменах не списывали?). Знания оказываются такими слабыми, что возникают естественные вопросы к учителям. Насколько они подготовлены, если порой сами не способны сдать экзамен? Именно красноречивое молчание учителей дает возможность деткам прямо на экзамене рыскать по интернету в поисках ответов. Джо неуловим, пока его никто не ловит.

И вторая группа неистовых борцов с ЕГЭ – это сотрудники вузов, связанные с приемными экзаменами. Зачисление абитуриентов на бюджетные места по ЕГЭ напрочь исключает взятки на этапе поступления. И мы слышим, что такой-то вуз уникален, что в него нельзя принимать студентов по «бумажкам». Так продавливают сохранение приемных экзаменов на самых престижных факультетах.

Нам внушают, что с каждым годом будет все больше нарушений: рождаются новые схемы мошенничества, появляются технические новинки. Неужели коррупция непобедима? Бросьте. Только наказывать надо не детей, выложивших в сеть свои работы, а взрослых, позволивших это сделать. Пожизненным отлучением от профессии педагога, например. И тогда учителя не будут делать вид, что не заметили, что вместо их питомцев экзамен сдали "бородатые" студенты, что все в открытую пользовались телефонами.

Если вас обвесили на рынке, это не значит, что его надо закрыть. Липовая диссертация – не повод к отмене ученых званий. Нарушение на ЕГЭ компрометирует не идею, а конкретных исполнителей. А сам ЕГЭ надо, напротив, развивать. Аналогичные тестовые экзамены школьники должны писать все время обучения. И по результатам промежуточных контрольных по всем предметам и следует выводить итоговый балл (это называется агрегированной оценкой). Во-первых, удастся уйти от ситуации, когда десять лет обучения ничего не значат, все зависит от одного экзамена. А во-вторых, для привыкшего к тестам ребенка очередная контрольная не станет испытанием психики. И, наконец, последнее. Передовой ЕГЭ проводится на архаичной бумаге. Пора сделать его электронным: компьютер сразу выдаст результат, и никто не предложит школьнику или его родителям исправить работу за вознаграждение.

Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции. 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Белый верх, черный низ, напряженный взгляд. Выпускники сдали свой первый ЕГЭ

Репортаж с государственного экзамена по русскому языку.

Перед входом в школу стайками стоят переговаривающиеся школьники: выпускники разных учебных заведений, приехавших на экзамен, неосознанно сторонятся друг друга. Все держатся своих – так спокойнее. 17-18-летние ребята одеты непривычно: костюмы, черные юбки, белые блузки. У одной из девочек – она представилась Аней Горной – огромные глаза, которые глядят куда-то в пустоту. Мальчишки неподалеку пытаются подавить в себе беспокойство обычной болтовней и шутками (далее...).

Следите за руками. Мошенники предлагают школьникам ненастоящие ответы на единый госэкзамен

Часть ребят сдавала свой первый ЕГЭ по русскому языку честно, а часть пыталась списать. Впрочем, как правило, в результате обманутыми оказывались не экзаменаторы, а сами выпускники.

"Вечерняя Москва" проследила хронику событий.

Ранняя атака

Все началось еще в период досрочной сдачи ЕГЭ, в конце апреля - начале марта. Уже тогда в сеть попали первые фальшивые и настоящие КИМы (контрольно-измерительные материалы). Но настоящий вал фальшивых тестов и ответов  на них посыпался за несколько часов до начала экзамена на Дальнем Востоке.

Согласно исследованию, проведенному в первой половине мая специалистами Федеральной сети образовательных центров «Юниум», каждый пятый выпускник либо подумывал о том, чтобы купить ответы к ЕГЭ, либо знаком с другими школьниками, которые планируют воспользоваться такой возможностью. Загвоздка в том, что в действительности заплатить и получить ответы на экзаменационные вопросы заранее невозможно.

Готовя этот материал, корреспонденты «ВМ» потратили несколько часов, разыскивая в интернете ответы на ЕГЭ по русскому языку, который  сдавался в понедельник, 27 мая. Как и ожидалось, все бланки, выложенные до начала экзамена, – это просто компиляция из демонстрационных вариантов ЕГЭ и тестов прошлых лет. Но даже такую подделку заполучить непросто: как правило, ссылки, ведущие на «ответы», на самом деле отправляют пользователя на рекламные сайты (зачастую с весьма сомнительным контентом). Иногда выпускнику предлагают заплатить деньги за доступ к базе данных (мы нашли фальшивые КИМы, которые продавались за 500 рублей) (далее...).

amp-next-page separator