Агентство: Фото ИТАР-ТАСС

Погоня за «большим братом»

Развлечения
Я довольно часто слышу мнение - причем как простых зрителей, так и профессионалов - что российскому кино нужно соревноваться с Голливудом. И я всеми руками за. С одной оговоркой - конкурировать с мощной американской киноиндустрией мы можем только на своей территории. Одного желания, однако, мало.

Понятно, что гонку бюджетов мы у американцев никогда не выиграем, да это и не нужно. Технологии, благодаря которыми голливудские фильмы выглядят столь привлекательными для широкого зрителя, мы как раз умеем успешно заимствовать. Но и это не гарантирует успеха. Как показал опыт многих российских картин, сделанных по голливудским лекалам и с применением голливудских технологий. Они в итоге оказались мало кому нужны даже у нас.

Международный успех российскому кино способно принести совсем другое. Новое российское кино вот уже 20 лет никак не может нащупать свою идентичность. Мы пытаемся подражать одним, другим, третьим, но делаем это по одной единственной причине - потому что не способны найти свою собственную неповторимую интонацию. Которая, кстати, была у советского кино.

Мы все слышали истории, что тот или иной успешный советский фильм продавали во многие страны мира. Речь, как правило, шла не о кинопрокате, а о показе по телевидению. Но я не вижу здесь принципиальной разницы - наши классические фильмы, которые нельзя было спутать ни с какими другими в мире, смотрели люди по всему шару. И что самое интересное, продолжают смотреть.

Совсем недавно, к примеру, Вьетнам приобрел у "Мосфильма" права на телепоказ 160 советских картин. Некоторые мне говорили - ну что такое Вьетнам, это несерьезно. Я таким скептикам отвечаю: ребята, Вьетнам - это 100 миллионов жителей, это счастье, что такая огромная аудитория будет смотреть наше старое кино.

Новое, за редчайшими исключениями, ведь не может похвастать даже интересом Вьетнама.

Не нужно забывать о том, что советское кино еще и активно продвигал "Совэкспортфильм". В СССР понимали, что рентабельность некоторых территорий для наших фильмов равна нулю, а то и вовсе измеряется отрицательными величинами. Так было с Латинской Америкой, для которой "Совэкспортфильм" за собственный счет дублировал фильмы на испанский и португальский языки.

Тогда мы просто столбили территорию (замечу, что сегодня Голливуд занимается в Латинской Америке ровно тем же, и вскоре снимет сливки с этой перспективной территории).

Сегодня мы потеряли все территории из-за отсутствия внятной политики продвижения нашего кино. Те организации, которые сегодня занимаются этим, явно не справляются - я во всяком случае вижу только бесконечные русские вечеринки в Каннах и Венеции, которые заканчиваются чем угодно, но только не подписанием договоров о продаже прав на наше кино за рубеж.

Впрочем, пока наша индустрия способна на сотню фильмов в год, из которых до проката доходит в лучшем случае половина, говорить о каком-либо соревновании с Америкой нельзя.

Давид, конечно, победил Голиафа, но эта аналогия здесь не уместна. Я бы привел другую - чем больше промоешь руды, тем больше найдешь золота. Но пока об этом приходится только мечтать.

Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции

amp-next-page separator