Писательская плаха Чингиза Айтматова
А потом была «Плаха», которая произвела эффект разорвавшейся бомбы. И печаталась она по главам в тогда популярном журнале «Студенческий меридиан». Я в то время ходил туда в литобъединение. И вот, однажды, нам дали рецензировать роман Айтматова. Это был настоящий шок. А потом была встреча с самим писателем, и он честно и откровенно отвечал на наши вопросы.
Потом были Иссык-кульские встречи, где собиралась вся гуманитарная элита земного шара. И опять все это устраивал Айтматов.
А через некоторое время Киргизия оказалась заграницей, а Айтматов стал писателем зарубежным. И уехал в Европу послом.
Хорошо ли ему там было? Трудно сказать. Последний раз мы с ним встречались за два года до его смерти, когда он представил читателям новый роман «Когда падают горы» («Вечная невеста»). После десятилетнего молчания.
Мы встретились в гостинице киргизского посольства в Москве. Это был уже усталый и очень больной человек.
На вопрос, почему он так долго ничего не писал, Айтматов ответил откровенно: все мое время поглощалось общественной деятельностью, дипломатической работой, «круглыми столами» по всему миру. Я не считаю возможным уклоняться от этого. Работа посла съедает очень много времени. Я спросил, не хочет ли он написать европейский роман, поскольку долго живет в странах Бенилюкса. Айтматов помолчал и ответил, что «европейский роман не в его природе, у него нет побуждений писать о Европе.
«Моя стихия - это Евразия, Москва. Здесь такая действительность, что о ней просто нельзя не писать», - после долгой паузы сказал писатель.
Ему хватало славы. Он мог не заниматься политикой и встречами лидеров разных стран. Но он понимал ту ответственность, которая лежит на его плечах. К нему приходили за помощью и советом. И он старался никому не отказывать. Потому что понимал – его слову верили. Как верят и сегодня...
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
И дольше века длится день: 25 мудрых цитат из произведений Чингиза Айтматова