Понять и принять «Судьбу человека»
Некоторое время назад учительница литературы в школе, где учится моя старшая дочь-девятиклассница, решила показать этим самым девятиклассникам вместо урока фильм «Судьба человека». Фильм непростой и в финале очень пронзительный: мне трудно его смотреть – возможно, потому, что я сам отец и, проецируя судьбу главного героя на себя, могу себе представить, каково это – потерять всю семью. Дочь пришла из школы с круглыми глазами. Не от воздействия фильма: «Судьбу человека» она смотрела и раньше. Ее поразила реакция одноклассников: единственный сюжет фильма, привлекший их внимание – военнопленный Соколов пьет, не закусывая, водку. Класс гоготал: во мужик дает!.. Гоготал класс, в преддверии 9 мая повязавший георгиевские ленточки почти поголовно.
…Психологи утверждают, что современные дети, перегруженные информацией из Сети, не умеют вникать в суть событий: для них главное – впитать «инфу». А что означает эта «инфа», их не касается и не особо волнует. Мы, взрослые, окончившие школы 20-30 лет назад, смеемся, читая выжимки из современных школьных сочинений, из цитат ответов на уроках истории, где дети – наши, между прочим, дети, - не знают, ни когда началась Великая Отечественная война, ни даже кто в ней победил. Смеемся – а впору ужасаться. Дело не только в Сети, перегружающей мозги – от этого фактора не защитишь даже в глухомани, дело не только в том, что для сегодняшних учителей истории самая страшная война в истории человечества и самое ужасающее бедствие для России – всего лишь школьный предмет. Дело в том, почему такое отношение сформировалось?
Нам очень повезло. В том, что мы видели фильмы о войне, снятые режиссерами-фронтовиками, по сценариям, написанным фронтовиками-сценаристами, в которых играли актеры-фронтовики. Без всех обалденных спецэффектов, которыми напичкан снятый младшим Бондарчуком «Сталинград», те фильмы жизненнее даже не на порядок – на два, три порядка. Может, потому, что тогда – всего-то 30-40 лет назад – на экраны и книжные страницы изливалась боль пережитого, которое невозможно принять, как данность. Боль – а вовсе не желание «снять блокбастер» или «взять хорошую кассу».
…Мы много сегодня говорим о патриотизме. Но он сегодня только рождается – благодаря тем, кто сегодня сделал георгиевскую ленточку символом сопротивления фашизму и уже полил ее своей кровью. Нам же эта ленточка достается слишком просто: захотел взять – на улице тебе хоть десяток дадут, не жалко!
По-моему, так нельзя.
Ветераны – да, они заслужили. А вот остальным этот символ Победы было бы неплохо заслужить. Особенно детям, которым и так сегодня очень многое достается очень просто. Чтобы георгиевская ленточка была не символом патриотизма – а его подтверждением. Чтобы она вручалась за знание родной истории, родной литературы…
Что получается из неграмотных патриотов – мы видим сегодня на Украине: поколение, выросшее на лжи и забвении, разрушает и жжет все, к чему прикасается – оно не помнит своей истинной истории.
Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции.