Фото: «Вечерняя Москва»

Какая улица ведет к славе

Технологии
На карте Москвы появились улицы Сергея Капицы и академика Зельдовича. Несмотря на то, что эти улицы находятся рядом, трудно найти ученых с такими непохожими судьбами.

Биография ученых - подтверждение того факта, что признание у коллег и широкая популярность часто противоречат друг другу.

Наименование улиц в честь физиков – инициатива Сергея Собянина. В 2013 году мэр обратился к директору Курчатовского института Михаилу Ковальчуку с просьбой составить список ученых, которые заслуживают того, чтобы их имена были отмечены в топонимике Москвы. По замыслу, в первую очередь, надо отметить тех ученых, которые участвовали в создании атомного щита, хотя такие улицы в городе уже имеются.

Яков Зельдович – единственный из крупных ученых новейшего времени, который не получил высшего образования. Вдохновляться этим примером лоботрясам не стоит, поскольку у Зельдовича был самый редкий, один на сто миллионов козырь. Как говорил Игорь Курчатов, «все-таки наш Яшка – гений!»

Когда лаборанту было 17 лет, Физтех обменял его у другого института за редкий насос. Ученый стал одним из отцов ядерной физики, вошел в команду создателей атомной бомбы, вместе с Сахаровым разработал схему термоядерной бомбы, написал важные работы по строению Вселенной. Зельдович стал трижды Героем Соцтруда. Его помнят за неповторимый юмор, который разошелся на анекдоты. Известная соленая шутка о «действительном члене» в применении к академику принадлежит именно Зельдовичу. Впрочем, совсем не до шуток было академику, когда он в числе всего пяти мужественных членов Академии наук отказался подписать коллективное письмо с осуждением академика Сахарова.

Что касается Сергея Капицы, которого вся страна знает как бессменного ведущего телепередачи «Очевидное – невероятное», то ему не суждено было стать академиком. Либо популярность, либо – Академия. Когда телевизионный рейтинг Капицы подскочил до высоты Останкинской башни, академик Арцимович дружески предрек: «Теперь тебя из зависти не выберут». Это было дико несправедливо. Пусть уровень Сергея Капицы не дотягивал до гения его отца, Нобелевского лауреата и личного врага Берии Петра Капицы (его улица уже есть в Москве), но значительно превосходил достижения большинства академиков. Его популярность едва не обернулась трагедией, когда сумасшедший изобретатель напал на профессора с топором и прямо при студентах успел нанести удар. Капица был отличным спортсменом и скрутил преступника.

Вслед за улицами Зельдовича и Капицы последуют другие наименования в честь ученых. Мне лично непонятно, почему до сих пор нет в Москве улицы москвича академика Юлия Харитона, научного руководителя Атомного проекта. Заместитель мэра и глава городской Комиссии по переименованию Леонид Печатников предлагает к ученым добавить врачей. И это очень важно для города и для общества.

Пока по опросам о соотечественниках, которые оказали наибольшее влияние на историю, в России лидируют политики и полководцы. Пятьдесят первых мест! Как будто мы только воевали и устраивали перевороты. В Европе в первой тройке всегда оказывается ученый. В Италии – на первом месте Леонардо да Винчи, за ним идут Джузеппе Верди и Галилео Галилей. В Англии вслед за Черчиллем на втором месте значится инженер Брюнель. В Германии в тройке лидеров Мартин Лютер и ученый Карл Маркс.

Педагоги говорят, что нас воспитывает семья, школа и улица. В таком случае название улицы тоже откладывает отпечаток на внутренний мир местного жителя. Если улица, где проходит детство и по которой мы ходим на работу, названа именем достойного человека, это служит полезной прививкой на всю жизнь.

Но пока в нашем городе немало улиц сохраняют имена персонажей, которых не дай бог в темном переулке встретить. Или надо пример с Сергея Капицы брать.

Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции

amp-next-page separator