Алексей Зернаков / Фото: Вечерняя Москва

Немеющие руки сжимали топор...

Общество
20 октября 1480 года началось «стояние на Угре» между войсками русского князя Ивана III хана большой Орды Ахмата, закончившееся освобождением России от татаро-монгольского ига. Обозреватели «ВМ» решили представить себя в роли русского витязя и монгольского батыра.

РУССКИЙ ВИТЯЗЬ

Не дав войскам хана Ахмата перейти речку Угру, московский князь Иван III окончательно освободил север и северо-восток русских земель от влияния Орды. Это была наша победа — некогда казавшийся непобедимым враг, ушел. Три века неволи закончились.

Помню — были рати Батыя, как гром среди ясного неба свалившиеся на Русь. И готовые во что бы то ни стало прорваться к «последнему морю».

Кто хоть раз слышал — не забудет страшный вой татарских стрел и глухие удары в запертые ворота. До последнего мига будет помнить занимающиеся пожаром башни и стены и немеющие от усталости руки, сжимающие скользкое от крови — своей и чужой — древко боевого топора. Мы стояли до последнего на своей земле. Сражаясь за каждую улицу, дом. За каждую пядь земли. Зная: нам не уцелеть.

Но верили что наши потомки погонят с нашей земли проклятых находников. Рязань, Владимир, Суздаль, Москва, Коломна... Узорчатая Русь занялась багровым пожаром.

Мы стояли под ударами монгольской кавалерии на заснеженных берегах речушки Сить. И гаснущий после пропущенного удара тяжелого меча удивленный взгляд ловил хоругвь со Спасом: почему не уберег, не защитил? Уже потом, много десятилетий спустя, потомки защитников Москвы и Владимира стояли на берегу Угры. Бросив вызов Орде. Ослабевшей от усобиц, разжиревшей и утратившей былую мощь. Они взимали долг за своих прадедов, погибших на стенах Козельска, Твери, Суздаля....

Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции.

МОНГОЛЬСКИЙ БАТЫР

Тревожно били колокола...

Стояние на Угре... Как сейчас помню. Великое стояние. На одном берегу — некогда великая Орда. Империя. На другом — в несокрушимой уверенности в себе русская сила. И мы ушли.

А как славно все начиналось! Как сейчас помню, как мы брали Киев. Кручи на западном берегу Днепра крутые, как стены крепости. А над ними золоченные купола церквей. В лучах солнца они горели огнево красиво, ослепительно. И мы тянулись к этим славянским кручам. (далее)

amp-next-page separator