/ Фото: «Вечерняя Москва»

Первая мировая. Предпосылка Второй

Общество
Первая Мировая война закончилась 95 лет назад 11 ноября на станции Ретонд в Компьенском лесу во Франции. В железнодорожном вагоне маршала Фердинанда Фоша было подписано соглашение о прекращении огня и перемирии между Антантой и немецкой стороной, возглавляемой генерал-майором фон Винтерфельдтом. Перемирие вступило в силу в 11 часов утра.

Непреложной истиной является то, что прежде всего в войне погибают и страдают от нее те, которым ничего от войны не нужно. Последний солдат, Джордж Лоуренс Прайс из Канады был убит за несколько минут до начала действия перемирия.

Этот злосчастный канадский лесоруб считается последним солдатом, погибшим в Первой мировой войне. Канада не участвовала в переделе мира и сфер влияния, поводом для которой стала Первая мировая, поскольку колоний вообще не имела, а сама была когда-то колонией, поэтому бедняга Прайс погиб совершенно напрасно.

Россия, как известно, тоже колоний не имела, но даже после того, как в Компьенском лесу была поставлены точка в истории Первой мировой, продолжала воевать. Голодные германские солдаты как ни в чем не бывало оккупировали почти всю территорию Украины, которая тогда входила в состав Российской империи, а кайзеровские генералы вместе с гетманом Скоропадским заразили ее вирусом незалежности, от которого она не может излечиться до сих пор.

Потом эти нищие и голодные кайзеровские генералы возвратятся на обобранную, потерявшую флот и экономику и разграбленную родину, находящуюся по условиям Версальского мирного договора в ситуации национального унижения. Национальное унижение по мнению историков – это главный повод для пивных путчей и впоследствии появления на политической сцене таких фигур, как Гитлер.

Поэтому с росчерком пера в Компьенском лесу война не закончилась. Она стала предпосылкой другой, более страшной войне, которая разразилась едва минуло два десятка лет. Примечательный и вполне достоверный факт: в историографиии Первую мировую называли сначала Великой Войной, Большой Войной и даже Великой Отечественной. И только с 1941 года, когда началась еще одна Великая Отечественная, всеевропейская бойня, которая началась в 1914 в Сараево, обрела сегодняшнее название.

А что же в этот период, то есть между двумя войнами, делала все это время Россия? С тех самых пор мы сначала постоянно находились в состоянии войны – с белогвардейцами, потом «врагами народа», шпионами и космополитами, потом бесхозяйственностю и разгильдяйством, тлетворным влиянием и происками Запада, который на самом деле довольно часто оказывались самыми настоящими и хорошо организованными происками. Потом воевали с моджахедами, исламскими боевиками на Кавказе, экстремистами, террористами.

Нас испытывают и сегодня, пытаясь втянуть в конфронтацию с Западом. Мы и сейчас находимся в состоянии перманентной вялотекущей войны, войны управляемого хаоса и современных угроз. Мы всегда или почти всегда одерживаем в этих войнах победы, но почти всегда слишком мало ценим их. Поэтому эти победы достаются другим, а нам снова приходится воевать.

Президент России Путин назвал проигрыш России в Первой мировой уникальным: «Наша страна проиграла эту войну проигравшей стороне. Уникальная ситуация в истории человечества».

Вероятно, эта уникальность в сочетании со многими другими феноменами типа дураков и разбитых дорог является еще одним отличительным признаком нашей ментальности.

95 лет назад Уинстон Черчилль, который, как известно, большим другом России никогда не был, так писал о нашей стране и о ее роли в Первой мировой: «Ни к одной стране судьба не была так жестока, как к России. Ее корабль пошёл ко дну, когда гавань была уже близко. Она уже претерпела бурю, когда все обрушилось. Хотя все жертвы были уже принесены»

Нам пора учиться ценить и беречь наши Победы.

Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции

amp-next-page separator