В Петербурге начались съемки полнометражного фильма «Батальон смерти» о событиях Первой мировой войны. Владимир Мединский: «Министерство культуры поддержит российское кино!» / Фото: Михаил Садчиков-младший, специально для «Вечерней Москвы»

Высокие штрафы и бабушкин контроль

Развлечения
Вопрос о возвращении нецензурной лексики в кино и на театральную сцену активно обсуждается не только деятелями культуры, но и нашими гражданами. Ряд российских режиссеров, среди которых Федор Бондарчук, Никита Михалков, Карен Шахназаров, Олег Табаков и Владимир Хотиненко, написали письмо на имя премьер-министра РФ Дмитрия Медведева с просьбой внести поправки в закон об использовании нецензурной лексики в художественных произведениях и разрешить показ с возрастным ограничением «18+».

Я понимаю кинодеятелей, но считаю, что возврат мата на телевидение, в театр, в литературу и кино широкого показа совершенно недопустимо. Могут быть исключения, например фестивальное кино, которое детям до 18 лет показывать не будут. Это авторский продукт, но мы же за культуру, а не за бескультурье. Есть какие-то разумные пределы. Вот их мы и обсудим на общественном совете в Министерстве культуры.

Но там, где есть живой контакт, об использовании нецензурной лексики даже речи не может быть. На мой взгляд, проблема в другом. Наше законодательство установило массу градаций: «0+», «6+», «12+» и так далее.

Это калька европейского законодательства, только в извращенном виде. Например, маркировка книг есть только в Новой Зеландии, притом добровольная. А мы сделали ее обязательной. Это за гранью добра и зла. И Дмитрий Анатольевич, когда встречался с библиотекарями, обратил на это внимание. Более того, по закону книга, маркированная «16+», должна находиться на расстоянии 100 метров по прямой от детского учреждения.

Предположим, это районная библиотека. Чтобы соблюсти законодательство, здание надо растянуть или сделать стометровую пристройку, чтобы пустить в библиотеку детей. Или построить еще одну, потому что 100 метров — это, если задуматься, футбольное поле.

Формально соблюдая этот закон в Москве с ее плотной застройкой, мы можем закрыть либо все детские учреждения в центре, либо театры и кинотеатры. Нельзя создавать априори неисполнимые законы. При этом на фильмы, несмотря на ограничения, пускают всех подряд. Придите на любое кино «16+» и увидите в зале массу детей. Никто за этим не следит. Как показала практика, что-то где-то не работает.

Сейчас мы изучаем, как на самом деле обстоят дела, и предложим то, что будет исполнимо. Чтобы закон не нарушался. Количество требований может быть уменьшено, но ответственность за несоблюдение — ужесточена. Чтобы директор кинотеатра знал: если он пустит детей на фильмы «16+», то получит такой штраф, о котором будет вспоминать до конца жизни. В советские годы на такие фильмы нужно было через окошко залезать. Вы бы никогда «через бабушку» не прошли.

Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции.

amp-next-page separator