Кирилл Привалов

Золото раздора «Шарли»

Общество
Скандально известный парижский журнал «Шарли Эбдо» после теракта в его редакции превратился в «золотую жилу» масс-медиа Пятой республики. Еженедельник, по-прежнему отказывающийся от публикации любой рекламы, неожиданно для его сотрудников стал мультимиллионером.

«Если вчера мы считались предметом андеграунда, то сегодня стали едва ли не атрибутом истэблишмента», - комментирует метаморфозу, произошедшую в последние месяцы с еженедельником художник-карикатурист Люз (он же – Ренальд Люзье), до недавних пор бывший одним из главных авторов издания.

Еще в конце прошлого года «Шарли», если верить официальным цифрам, находился поистине в плачевном финансовом состоянии. При десяти тысячах подписчиков журнал погряз в хронических долгах и был близок к закрытию. Однако, как известно: нет худа без добра. После трагедии седьмого января этого года, когда прямо в редакции исламские фанатики расстреляли основных журналистов «Шарли», дела издания пошли на поправку в самой что ни наесть геометрической прогрессии.

И в самом деле: на волне гражданского сочувствия «расстрелянному изданию» число подписчиков мгновенно выросло до 220 тысяч. Это не говоря о том, что первый же номер, вышедший после теракта, был распродан несколькими тиражами в количестве восьми миллионов экземпляров. Для современной французской прессы это абсолютный рекорд! Да и последующие, февральские, выпуски «Шарли» были абсолютно потрясающими в контексте сегодняшней Франции: до двух с половиной миллионов экземпляров.

Настоящий золотой дождь пролился на «Шарли»! Только номер от четырнадцатого января от продаж в розницу принес 8 миллионов евро чистого дохода (это после выплаты обязательных налогов на прибыль). Плюс еще от подписки, как сообщает Ришар Малка, юрист издания, поступили 3 миллиона евро. И это еще не все. В знак поддержки журналистов, пострадавших от религиозного фанатизма, звонкий миллион евро в казну «Шарли Эбдо» перечислило министерство культуры республики.

«Эти немалые деньги частично пойдут в помощь фонду поддержки карикатуры в прессе, который еще предстоит создать, - поясняет мэтр Малка. – Но большая часть прибыли останется непосредственно в редакции».

В этом контексте сам по себе напрашивается вопрос: а что получат от этих сокровищ семьи погибших под пулями журналистов? Раненные сотрудники «Шарли»?.. «Мы не забыли о пострадавших, - уверяет Патрик Пеллу, колумнист «Шарли». – Для этого у нас есть особые фонды». И впрямь – весьма особые. «Безответственный журнал» - так любят называть свое издание его сотрудники – дополнительно получил 4,2 миллиона евро от общественных организаций «Пресса и плюрализм» и «Ассоциация друзей «Шарли Эбдо». Плюс еще 250 тысяч евро - в качестве безвозмездного пособия от интернет-корпорации «Гугл»… Из этих средств и пойдет помощь жертвам теракта.

Казалось бы, все вполне благостно и гуманно. Но тот же самый Патрик Пеллу бьет тревогу: «Эти деньги – зло. В них кроется большой риск». Чтобы понять этот парадокс, стоит вспомнить недавнее прошлое. Десять без малого лет назад в «Шарли», опубликовавший карикатуру на пророка Мухаммеда, тоже потекли немалые доходы. 3,8 миллиона евро, поступивших в казну журнала от полумиллиона проданных экземпляров провокационного еженедельника, были распределены исключительно среди акционеров издания. То бишь – только среди ограниченного числа руководителей издания. «Распиливая» прибыль, они не преминули вдрызг разругаться между собой, после чего часть журналистов, вообще, ушла из «Шарли». На зарплатах же простых сотрудников – традиционно низких, надо сказать, - это эльдорадо никак не отразилось. Более того: вскоре тиражи еженедельника так тревожно упали, что двенадцать сотрудников из штата в полсотни человек оказались уволенными…

Грустный прецедент, не правда ли? Впрочем, эта история повториться вряд ли сможет. Теперь акционеры журнала от миллионов не получат ничего. Ведь, как решило руководство «Шарли», в ближайшие три года распределения дивидендов среди акционеров не предусмотрено. И еще один важный фактор: среди убитых террористами – карикатурист Шарб (он же – Стефан Шарбонье), бывший мажоритарный акционер, а заодно и главный редактор. Сорок процентов акций «Шарли», ранее принадлежавших Шарбу, предложили другому ведущему художнику издания – Люзу. Однако тот отказался: «Большие деньги портят людей. Мы опять все рассоримся…» И вообще: Люз выдвинул идею отдать золото «Шарли» в управление его коллектива. Специально для этого основать кооператив. Идея здравая, но, как ее реализовать без скандала и как поделить нежданные доходы, пока что не знает никто.

Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции.

amp-next-page separator