Никита Миронов

Научимся продавать мозги

Общество
Столичные студенты больше не грезят о работе в «нефтянке». Они мечтают о карьере в международных консалтинговых фирмах, банках и инвестиционных компаниях. Например, McKinsey & Company, The Boston Consulting Group и Google. «Газпром» и «Газпром нефть» - лишь на 4 и 5 месте среди предпочтений.

Таковы результаты исследования компании Changellenge, опросившей 2150 молодых людей в возрасте от 19 до 21 года из 85 вузов, в первую очередь МГУ, МГИМО, НИУ ВШЭ, РЭУ им. Г. В. Плеханова. Опрашивали, кстати, не двоечников. Около 60 процентов респондентов имеют средний балл не ниже 4,5 и хорошо владеют английским.

Результаты опроса, мне кажется, сенсационные. Вспомните: в начале 1990-х студенты массово, как за «Клинским», шли в юристы и экономисты. Чуть позже считалось круто устроиться на специальности, связанные с добычей нефти и газа, а также госслужбой. Ну еще бы. Рыба ищет где глубже, а человек – где деньги.  А денежки тогда крутились в нефтедобыче и распределении – то бишь распиле - полученных от нее налогов. Нынешние студенты, уверяю вас, не дураки. Видят: молиться на баррель уже бесполезно. Отвалилась с божка позолота. Госслужба? Тоже не вариант. Зарплаты – сокращаются, на откаты тоже надежды немного: вошли в моду электронные аукционы, публичные налоговые декларации, даже квартирку в Болгарии не купишь - запрещено. В общем, из «золотой» профессия чиновника стала рядовой, обычной.

И куда же прикажите стремиться? А туда, где ты можешь продавать не нефть и не умение «пилить бюджет», а… собственные мозги. Интеллект, навыки общения, умение постоянно учиться и «расти», знание языков. Ведь все крупные международные компании покупают не ваши родственные связи, не умение выпивать с нужными людьми и «заносить» выше, а вас. Ваш человеческий капитал.

Хорошо это или плохо? Очень хорошо. Потому что большинство стран, добившихся в этом мире успеха, продают на мировом рынке именно мозги. Немецкие машины, американские компьютеры, японские роботы, израильская медицина – это прежде всего мозги. Продукт человеческого упорства и большого умственного труда. Если и мы начнем торговать не нефтью, а мозгами, то тоже уйдем в прорыв.

Один нюанс. Очень хочется, чтобы наши студенты, стремящиеся продавать ум, оставались бы в России. Чтобы работали не на Google, на Yandex. Не на The Boston Consulting Group, а на концерны «Сухой» и «Калашников». Хватит быть северными Эмиратами. Нефть кончается, а умные целеустремленные люди воспроизводятся. Давайте их воспроизводить. Тем более, что это единственный выход.

Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции "Вечерней Москвы"

amp-next-page separator