Фото: «Вечерняя Москва»

Винил мертв, но его можно реанимировать

Развлечения
1 сентября – не только День знаний и хлопотливых радостных сборов детей в школу, но и день рождения Апрелевского завода грампластинок. Забыт уже и завод, и виниловые его пластинки.

А ведь всякий меломан, помнящий Советский Союз, непременно хоть раз побывал в знаменитом магазине «Мелодия», что на Новом Арбате. Какие там были очереди-давки, когда ожидался завоз чего-нибудь дефицитного! Скажем, пластинок с записью оркестра Джеймса Ласта, а то и сразу Бонни-М. Вокруг магазина и внутри почти всегда можно было найти жучков-спекулянтов, торговавших дефицитными пластинками из-под полы. В том числе, между прочим, Аллы Пугачевой. Продавали, как правило, за три-четыре цены по 3,5 – 5 рублей. Большие деньги по тем временам. И это все была продукция Апрелевского завода. Музыкальный импорт тогда в массовом порядке не работал.

Основан завод был как раз 1 сентября – в 1910 году, уже забытыми сегодня немецкими предпринимателями. Причем Россия тогда на несколько десятилетий обогнала даже саму уже тогда поднаторевшую в шоу-бизнесе Америку, где серийное производство пластинок появилось лишь в 40-х годах. А у нас в первый же год выпустили аж 400 тысяч штук. Граммофонные пластинки сразу стали предметом массового потребления в России.

После революции, разумеется, завод национализировали, чтобы частник, не дай бог, не записал на диск чего–нибудь не то. Однако именно на советское время пришелся и расцвет завода. В годы войны он, правда, прессовал-печатал лишь одну песню – «Вставай, страна огромная», а в других цехах производили авиационные бомбы. Зато после войны, как говорят теперь, Апрелевский завод раскрутился, став почти монополистом: на основанной при нем фирме «Мелодия» выпускалось более 60% всех пластинок СССР. На заводе работали 10 тысяч человек, каждый четвертый житель подмосковной Апрелевки . В последний год существования Союза Апрелевский завод выпустил 33 миллиона пластинок, немыслимый для многих и теперь объем производства. Но то была его лебединая песня. Потом все словно оборвалось. Свобода предпринимательства принесла заводу смерть. Он с трудом и убытками дотянул до 1997 года, после чего производство виниловых дисков на заводе окончательно прекратилось. Винил вытеснили CD, а их в Апрелевке не выпускали. Те из помнящих, что такое была фирма «Мелодия», кому вдруг довелось бы попасть на территорию завода, будут сильно разочарованы. Лучше даже не ходить туда. Помещения сданы каким-то конторам, всюду запустение и «сталкеровская» разруха. Какое-то случайное производство, в том числе носков и бланков ЕГЭ. Следов прежнего величия и производства фирмы «Мелодия» практически не осталось.

Сейчас завод хотят реконструировать. В смысле полностью. Как теперь модно и принято. Вместо промзоны планируется построить городскую площадь с торговым пассажем, разбить парк, организовать музей грампластинки и гостиницу мест на 100. Остальное, наверное, сдадут каким-нибудь безликим конторам.

Так, конечно, проще всего, особенно в части разбития парка и организации прочей обезличенной рекреации. Однако думается, что здания и, главное, само историческое место Апрелевского завода можно было бы использовать с гораздо большим толком. В свое время при фирме «Мелодия» была весьма неплохая по своим акустическим характеристикам студия звукозаписи. Почему не возродить ее? А то вот один мой приятель (обладатель двух премий «Грэмми», между прочим) летает записывать свои диски на Кубу. А в России, говорит он, ничего достойного за нормальные деньги нет. Он, кстати, студию фирмы «Мелодия» собирал ностальгически. Кроме того в мире сейчас есть, хотя и ограниченный, элитарный спрос на виниловые диски. Массовое производство их есть в Европе и Америке. Оно обычно сочетается с печатанием DVD и СD. Почему в той же Апрелевке нельзя делать то же самое? Причем сочетая с созданием вокруг этого, пусть и ограниченного производства, тематической туристической зоны. Тут найдется место и музею грампластинок, и производству «элитного» винила, и звукозаписи. И возможности гостям-туристам как-то во всем этом поучаствовать, в смысле посмотреть вблизи. Да в любой Америке такие возможности использовали уже бы на 120% и зарабатывали бы давно неплохие деньги, привлекая тысячи туристов и развивая весь город Апрелевку. А не только гостиницу на 100 мест. А вы говорите - парк разбить и магазины со шмотьем и китайскими безделушками пооткрывать. Эх, фантазии не хватает у людей.

Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции "Вечерней Москвы".

amp-next-page separator