Фото: Игорь Ивандиков, «Вечерняя Москва»

Перестали людям головы дурить

Общество
На Руси до ХV века Новый год праздновали 1 марта, а потом целых двести лет до ХVII века праздник отмечали 1 сентября по юлианскому календарю. Только в 1699 году царь Петр I, задолго до большевиков старавшийся выстроить светское государство и отделить его от церкви, издал указ о переносе новогодних торжеств на 1 января.

Указ получился, с точки зрения современного человека, забавным и поучительным: «Поелику в России считают Новый год по-разному, с сего числа перестать дурить головы людям и считать Новый год повсеместно с первого января. В честь Нового года учинять украшения из елей, детей забавлять, на санках катать с гор. А взрослым людям пьянства и мордобоя не учинять — на то других дней хватает…»

Можно подумать, что всяческого рода празднества всегда приживались на Руси тяжело и трудно. Будто до указа Петра люди русские отмечали праздники с крайней неохотою и предавались винопитию через силу. Как бы то ни было, царский указ они восприняли как прямое руководство к действию. Правда, с точностью до наоборот — «пьянство и мордобои» принялись учинять с удвоенным энтузиастом, как будто других дней, о которых упоминал государь, им действительно не хватало.

Интересно также, что петровский указ от 20 декабря 1699 года является чуть ли не единственным документом по истории ели в России XVIII века. После смерти царя Петра новогодние елки ставить перестали. Государевы предписания сохранились лишь в убранстве питейных заведений, которые перед Новым годом продолжали украшать елками. По этим деревьям, установленным на крышах или у ворот, опознавались кабаки. Праздничные елки стояли там до следующего года, а накануне очередного праздника старые просто заменяли новыми. Возникнув в результате петровского указа, этот обычай поддерживался до XIX века. Отсюда, вероятно, и пошло выражение: «Елки зеленые!» — означавшее восторженное предвкушение. В той или иной мере, эта замечательная традиция сохранилась до наших дней. Правда, сегодня старые новогодние елки хранятся не на крышах питейных заведений и ночных клубов, а на балконах многоэтажек, и то не все из них доживают до следующих новогодних праздников. Максимум до майских.

Новый 1700 год праздновался в Москве по царскому указу целых семь дней. В этом смысле мы, современные граждане России, опять-таки являемся благодарными хранителями старинной русской традиции, а иногда и превосходим ее по размаху новогоднего торжества и количеству праздничных дней.

14 декабря пришла новость из Госдумы о том, что народные избранники хотят сократить количество праздников в стране, урезав новогодние каникулы до трех дней. На эту инициативу законодателей наши граждане могут ответить, что традиции нужно свято и трепетно беречь.

Мнение колумниста может не совпадать сточкой зрения редакции «Вечерней Москвы».

amp-next-page separator