Фото: Picasa

Послевкусие от западных санкций

Общество
На днях, выступая на Азиатском финансовом форуме в Гонконге, вице-премьер России Аркадий Дворкович рассказал, что в 2016 году ожидается рост российской экономики. Согласен ли я с этим прогнозом? Да.

Второй год наша страна завершает с отрицательным ВВП, а до этого у нас больше 10 лет этот показатель был со знаком плюс. И сегодня сделанные накопления нам пригодятся, говорит Дворкович.

В краткосрочном снижении ВВП ничего апокалиптического нет. Например, четвертый год подряд снижается ВВП Финляндии, Испании, Португалии, других стран. В той же Финляндии регресс идет из-за использования единой валюты — евро. При хождении 13 лет назад финской марки их экономика гибко адаптировалась под рынки, а при единой валюте она зависит от конъюнктуры всего Евросоюза.

У нас снижение рубля — это адаптация под рынок, которая ведет к тому, что наши товары становятся более конкурентоспособными. Но, к слову, чтобы конкурировать, не всегда нужно что-то физическое продавать за рубеж. Яркий тому пример — небывалый приток туристов в нашу страну, в Москву в частности. Росстат дает цифру — более 20 миллионов интуристов приехали в 2015 году, это на 8 процентов больше, чем в 2014 году. Въездной туризм — это долгосрочная точка роста. Рост ВВП ожидается и от развития сельского хозяйства и сопутствующих отраслей: техники, удобрений, химпрома. Третья точка роста — военно-промышленный комплекс, в который входят и космическая отрасль, и товары двойного назначения. В этой сфере у нас есть крупные торговые партнеры — Китай, Иран, Индия, и не только. Эти страны знают, что такое санкции, у них осталось послевкусие. В том числе и приятное, учитывая их экономический рост. Четвертая точка роста — автопром с его адресной поддержкой государством и мультипликативным эффектом (возникновением спроса в смежных отраслях, на те же металл, пластмассу, зеркала)... Пятая точка роста — развитие регионов (через инвестиции, развитие малого и среднего бизнеса). Например, треть картофеля, который продается в Москве, выращена в Подмосковье.

У России низкий уровень внешнего госдолга и внутреннего долга экономики — даже если суммировать задолженность всех банков, организаций, учреждений и потребителей, это 60–65 процентов к ВВП. В ряде стран Европы задолженность составляет 100–300 процентов к ВВП. Это значит, что мы можем брать займы и развивать свою экономику. Кстати, думаю, высокая способность нашей экономики к росту — это одна из причин, почему против России были введены санкции, в том числе запрет брать межгосударственные кредиты.

Мнение колумниста может не совпадать с точкой зрения редакции «Вечерней Москвы».

amp-next-page separator