13 марта 2013. Редакция газеты «Крестовский мост». / Фото: Ирина Сапрыкина

Вчера — рано, а завтра — поздно

Общество
Встреча папы римского и русского патриарха оказалась такой неожиданной, что застала многих врасплох. Отсюда и столько разнообразных версий — от сугубо прагматических до весьма экзотических.

Почему так долго не удавалось договориться о личной встрече глав двух крупнейших Церквей, а именно теперь вдруг получилось? В чем подоплека? Кому все это выгодно? Поиск ответов на эти вопросы заводит аналитиков то в большую политику, то в конкретную экономику.

Одни, например, говорят, что эта встреча — проект Кремля.

С помощью Патриарха Кирилла якобы хотят привлечь Папу Франциска в качестве союзника для укрепления позиций России в осложнившейся геополитической обстановке.

Другие считают, что переговоры с понтификом позволят поправить финансовое положение Патриархии, которая хранила средства в прогоревших банках, а ведь Банк Ватикана может быть вполне надежен.

Еще одна версия: сближение с Ватиканом поможет Патриарху Кириллу увереннее действовать на предстоящем Всеправославном Соборе, где придется выяснять непростые отношения с Константинопольским патриархом, особенно в связи с ситуацией на Украине.

Можно продолжать обзор различных толкований этого события, действительно исторического, ведь еще никогда патриарх Русской православной церкви с римским папой не встречался. Однако смысл происходящего, мне кажется, совсем в другом.

Встреча стала возможна и даже необходима по причинам, которых совсем недавно еще просто не было. И они так масштабны и грозны, что делают менее существенными противоречия между православными и католиками, хотя и не отменяют их.

Такую ситуацию трудно было представить еще 15 лет назад, когда готовилась, а потом сорвалась встреча Патриарха Алексия II и Папы Иоанна Павла II. Тогда камнем преткновения были не только вероучительные расхождения, но и в первую очередь действия грекокатоликов на Украине, когда при потворстве Ватикана от Русской православной церкви отторгались часть за частью.

Встреча патриарха и папы в таких обстоятельствах могла стать неким отступлением от принципа.

Потому ее и не случилось.

Однако теперь появились новые, гораздо более серьезные угрозы — общие для православных и католиков. Христиане стали самыми гонимыми в мире. Их уничтожают на Ближнем Востоке и в Африке, а в Европе все более вытесняют из общества. События развиваются так стремительно, что можно опоздать с их обсуждением.

И в этих обстоятельствах встреча патриарха с папой может стать неким сигналом к активной совместной обороне.

Медлить-то уже некогда.

Накануне исторической встречи Святейшего Патриарха Всея Руси Кирилла и Папы Римского Франциска, которая состоится в Гаване, специальный корреспондент «Вечерней Москвы» Алексей Белянчев передает из кубинской столицы: часть первая, часть вторая, часть третья.

amp-next-page separator