А крокусы, мне кажется, цветут
Едешь от Алушты, видишь голову Екатерины II над горами — значит, Демерджи. Хотя кто-то видит в скале не облик императрицы, а абрис Сфинкса. А то и птицу. Крым хорош тем, что в нем можно увидеть что угодно и о любой горе сочинить легенду, главное — чтобы были в ней любовь, разлука и надежда.
Словом, поднимаешься через Долину Привидений, пыхтишь, проклинаешь тяжесть рюкзака, а потом — раз! И весь мир уже далеко внизу, а ты головой едва не касаешься облаков, хоть и не так высоко залез... И кругом — цветы. Некуда наступить.
Крокусы всегда цветут в это время, плюс-минус несколько дней.
Они на Демерджи огромные, фиолетовые, лепестки покрыты пушком. Так красиво, честно говоря, не бывает. Но было! Эта картина снилась мне много лет — камни, небо, цветы. А еще снились пахнущие нагретой каменистой пылью и виноградом названия, которые, произнося, ты точно пробуешь на вкус — Кара-Даг, Гурзуф, Ялта, Ай-Петри. Начавшись давно, она так и бурлит в крови — любовь к Крыму, включившая в себя восторг от созерцания и покорения Крымской гряды и страсть к собиранию мелких ракушек в евпаторийских песках, интерес к загадочным дольменам и трогательное восхищение морем.
Но узнали мы Крым и другим. Уже изрядно попутешествовав по нему, в 1984 году в горах неподалеку от Старого Крыма мы, ученики 856-й школы Москвы, поставили памятник. Небольшой, скромный, из двух частей — постамента и маленькой стелы. В память о погибших тут крымских партизанах. Нам не казалось, что это странно или, более того, глупо — везти памятник в Крым.
Бывая там минимум трижды в год, мы изучали его историю, а потом прошли партизанскими тропами вместе с бывшим командиром 2-й партизанской бригады Николаем Кузьмичом Котельниковым. Его рассказы о войне — а под Старым Крымом шли страшные бои — перевернули что-то внутри.
Почему-то именно он просто и ясно объяснил, что для счастья человеку нужно не так много. Прежде всего — мир и дом.
Уже два года, с 18 марта 2014 года, в календаре «живет» новая праздничная дата — День воссоединения Крыма с Россией. Крым, некогда главный московский курорт, вернулся домой и распутывает клубок проблем — может, не так быстро, как хотелось бы, но все же.
Все распутается! Все встает на места. И к обелиску, поставленному нами тридцать лет назад, выведет горная тропка. Это точно, как и то, что сейчас там расцветают крокусы — символ надежды и постоянства...
Мнение колумниста может не совпадать с точкой зрения редакции «Вечерней Москвы».