Анжелика Заозерская

Куртка следователя под цвет его авто

Развлечения
На канале «Россия 1» начался показ сериала «Следователь Тихонов» по мотивам произведений братьев Вайнеров. Зрителю предложили вольную интерпретацию романа «Визит к Минотавру». Именно в этом сочинении фигурируют следователь МУРа Станислав Тихонов и его учитель подполковник Владимир Шарапов. Насколько сериал удачен?

Интересный расклад ролей. Шарапова играет Сергей Шакуров, а следователя Тихонова — Михаил Ефремов. Причем в экранизации «Визит к Минотавру», снятой в 1987 году, Тихонова играл Шакуров.

Если сравнивать того и другого Тихонова, то персонаж Шакурова гораздо харизматичнее и интеллектуальнее персонажа Ефремова.

В сериале у героя Ефремова появились автомобиль «жигули», куртка из тончайший лайки под цвет авто и юмор на грани фола. Да, режиссеру и соавтору сценария Сергею Снежкину и актеру Михаилу Ефремову юмора не занимать.

[OBJ Трейлер сериала "Следователь Тихонов"]

Одна фраза следователя Тихонова «какой же рот нужно иметь для такого поцелуя» чего стоит! А зарифмованные фразочки Тихонова, к примеру «это он, это он — с грабежа магнитофон», очень напоминают стихотворные вечера Ефремова. Рифмоплетство, конечно, не беда... Но в данном случае это засада (слово из лексикона Тихонова и его группы).

Засада: от типажей и юмора до не к месту созданной в ряде сцен театральности. Тихонов из романа и из первой экранизации не стал бы впадать в чудачества. У кого не девичья память, тот не может не вспомнить фильмы «Место встречи изменить нельзя» и «Визит к Минотавру», и роман Вайнеров. Увы, сериал уступает каждому в отдельности.

С одной стороны, телеверсия Снежкина не провальная.

С другой, как-то все в ней мелко — и на бытовом уровне, и на профессиональном. По сути, по содержанию, по целям и задачам. Слишком много разговоров о тряпках, чешском пиве и коньяке, о марках машин. Трудно поверить в то, что похитителей скрипки Страдивари все-таки отыщут...

Нет здесь расследования. Герой Ефремова нередко бравирует тем, что «культурный уровень сотрудника милиции низковат». Спрашивается — и зачем такому «неучу» доверили столь важное дело? А ведь доверили. И кто? Да генерал Шарапов доверил... Не верится, и все тут. «Кислая вода лжи» — так называется третья глава романа Вайнеров «Визит к Минотавру». Почему «кислая вода лжи»? Да потому, что мастер Николо Амати говорит своему ученику Страдивари: «Скрипки не делают. Делают бочки и скамейки. А скрипки, как хлеб, виноград и детей, рождают и взращивают». Хочется, чтобы кино не делали, как бочки, а рождали, как скрипки.

Сергей Снежкин написал сценарий, снял половину фильма и бросил новорожденного.

«Дитя» передали другому режиссеру, Эдуарду Оганесяну, который снял следующие 10 серий. Я вообще не знаю такого режиссера. Знаю художника нескольких фильмов Эдуарда Оганесяна, а режиссера — не знаю.

Мнение колумниста может не совпадать с точкой зрения редакции «Вечерней Москвы»

ДРУГОЕ МНЕНИЕ

Колонка обозревателя Ольги Кузьминой

НЕ ЖЕГЛОВ. НО ТОЖЕ СИЛЬНЫЙ МУЖИК

Тренд — ностальгия по положительным сторонам нашего советского далека — столь очевиден, что сверхчастые апелляции к нему невольно начали набивать оскомину: наши воспоминания регулярно подпитываются откровенной подделкой под «совок», сляпанной грубо и пошло. Но тут явно не тот случай. Сергей Снежкин снял хорошее кино, пропитанное, но не сочащееся ностальгией. И главное послевкусие от просмотра дано в ощущениях: начинаешь думать, что справедливость все равно торжествует, а на свете не так мало хороших людей. (далее)

amp-next-page separator