ZERKALO / Фото: Алексей Белянчев, «Вечерняя Москва»

Два года Одесской трагедии: не забудем, не простим

Общество
Для истории государства два года - не срок. Один миг. А - для нас, живых людей? Для тех, кто стал свидетелями Одесской трагедии? Для нас эти два года - очень много...

Мне даже не верится, что прошло ВСЕГО два года. Потому что после того страшного 2 мая 2014 года произошло столько всяких страшных событий. Мир изменился, он не будет прежним. Это все мы повторяли, как заведенные, после трагических событий в Одессе, когда в Доме профсоюзов заживо были сожжены люди. Погибли 48 человек, 247 пострадали.

Мы говорили про мир, который не будет прежним, но даже не могли предположить, что он изменится настолько. Фактически за эти несчастные два года состоялось две войны - Украинская и Сирийская. Когда-нибудь им дадут названия, историки распишут по науке наступления и отступления, битвы и точки переговоров. Будет назван свой перелом  в каждой из войн. Подсчитают ущерб - человеческие жертвы, материальные потери... Да и вообще, сколько было всего  за два года - и "мы шарли-не шарли", и экономический кризис, и безумные скачки нефте-долларов, и европейский ужас перед нашествием мигрантов, и парижская, а потом и брюссельская, трагедия; и... все не перечислить.

Но этот черный день, 2 мая, стоит особняком. Именно он стал той точкой невозврата, отделивший "до" и "после".

Мне кажется, что ужас всемирного непонимания - когда трещит по всем швам, проблемы вылезают в самых разных областях, - будет продолжаться до тех пор, пока мировая общественность не даст адекватной оценки того, что случилось тогда в Одессе.

Киевская власть безумно боится назвать виновных. Боится журналистов, которые все копают и копают, никак не успокоятся. Боится даже тех, кто просто хочет высказать свою скорбь на траурном митинге. Лучше всего для Порошенко, Саакашвили и других было бы, - если бы мы просто забыли о том, что произошло. Вот Саакашвили просит усилить охрану Одессы - прислать украинскую "Альфу" в город. А то мало ли... Вот появляется сообщение - на Куликовом поле (площадь перед Домом профсоюзов, где должен пройти траурный митинг) заложена бомба; полиция оцепила место происшествия. Лишь бы сорвать митинг. Провокация, благодаря которой будет повод "усилить охрану". "Проверять и охранять" можно до глубокой ночи - люди, пришедшие почтить память погибших, кладут цветы прямо на газонах, они не могут пройти через оцепление.

Но так не получится. Мы не забудем. И не простим.

Этот май выдался удивительно солнечным и ясным. 1 мая была Пасха - светлый праздник. 2 мая мы молимся о наших новых мучениках, невинно убиенных, сожженных заживо. И повторяем: этот мир не станет прежним. Пока не будут названы имена убийц, пока не состоится новый Нюрнбергский процесс, который осудит "новых фашистов". Тех, которые орали: "Русские, горите" и добивали тех, кто смог выбраться из горящего Дома профсоюзов. И тех, кто был тайным кукловодом Одесской трагедии. И тех, кто сейчас замалчивает, затирает правду.

Все равно этот день настанет.

Мнение колумниста может не совпадать с точкой зрения редакции «Вечерней Москвы»

amp-next-page separator