Утро янычарской казни

Общество
После неудачной попытки военного путча в Турции Эрдоган начал «зачищать» армию. Парадокс: именно стабильная армия ему сейчас больше всего нужна для сохранения власти.

Эрдоган «достал» всех. Турецких «левых», не забывших разгоны митингов на площади Таксим. Кемалистов, сторонников линии основателя современного турецкого государства Ататюрка, которые считают, что он ведет страну назад, в средневековье. Исламистов – для них он в средневековье идет недостаточно быстро. Курдов, уничтожаемых армией и полицией. Америку – за выход из слепого подчинения. Россию – за наш сбитый самолет. Евросоюз – за манипуляцию потоками беженцев и связанные с этим шантаж и вымогательство преференций. Всех соседей – за плохо скрываемые попытки восстановления в новые времена Османской империи.

Вопрос, собственно, был один: кто первым попытается «свалить» нового «султана»? Начала армия. Турецкие вооруженные силы - «гарант конституции». Исторически так в этой стране сложилось: когда генералы считали, что политики ведут себя «неправильно», сразу случался военный переворот. Подобное было не раз и в новейшей истории. Точно так же и прежде янычары смещали властителей Блистательной Порты во времена оные, непременно участвуя в дворцовых переворотах. В 1622-м и 1807-м годах именно янычарские бунты привели к свержению и гибели султанов.

Сегодня главным организатором переворота назван бывший юридический советник Генерального штаба страны полковник Мухарем Косе. Главным вдохновителем - проповедник Фетхулла Гюлем, живущий сейчас в американской Пенсильвании. Сейчас версии будут рождаться одна за другой. Заранее можно предположить, что Украина обвинит в организации переворота в Турции Путина. Будет еще немало и других смешных гипотез, но суть не в них.

Главное: Эрдоган потерял армию. В Советском Союзе «чистка» армии 1937-го года привела к катастрофе на войне со слабенькой Финляндией, и Сталин был вынужден выпустить из лагерей многих генералов и офицеров, которых не успели расстрелять его расторопные чекисты, например, Константина Рокоссовского. Но последствия устранения подготовленных военных кадров и быстрого служебного роста кадров неподготовленных все равно жестоко сказались и в 1941-м, и в 1942-м годах. Сегодня Реджеп Эрдоган просто вынужден устроить «утро янычарской казни».

Александр Хохлов колумнист / Фото: Из личного архива Александра Хохлова

Как передают информагентства, 16 путчистов уже убиты, под полторы тысячи человек арестованы. Конечно, на их места найдут лояльных лично ему людей в погонах, но не факт, что в кастовой армейской среде эти назначенцы будут авторитетны, и не факт, что компетентны. А монолитная и преданная армия турецкому президенту сейчас нужна, как никогда.

Нестабильная Турция – это новый взрыв на пылающем Ближнем Востоке, это новое поле боя. Что, например, может случиться, если напичканные американским оружием отряды сирийских и иракских курдов пойдут «освобождать» от турецкого «ига» соплеменников в Восточной Анатолии? Курдов больше 30 миллионов, и это единственная в мире большая нация, не имеющая своего государства. А мечты о нем имеющая, и давно борющаяся за него с оружием в руках...

Что делать в изменившейся ситуации России? Гражданам – не лететь в Турцию на отдых. Любите родные осины - некузявые, но безопасные. А в политике любой кризис – это новые возможности. Может быть, госсекретарь США Джон Керри так неожиданно срочно прилетал в Москву именно «делить шкуру неубитого Эрдогана»? Поживем, увидим. Скорее всего, кардинальные перемены на фронтах в Сирии и Ираке случатся очень скоро, буквально на днях. Так что, даже неудачный переворот способен перевернуть мир.

Мнение автора колонки может не совпадать с точкой зрения редакции "Вечерней Москвы"

ПО ТЕМЕ

Как "султан" Эрдоган отстоял "демократию"

Колонка обозревателя Георгия Бовта

Попытка военного переворота в Турции, предпринятая в ночь на 16 июля, к утру провалилась. Президент Реджеп Тайип Эрдоган, местонахождение которого несколько часов было неизвестно, вернулся в столицу, встреченный восторженными толпами сторонников, и ввел военное положение.

С самого начала было ясно, что попытку переворота поддерживает лишь часть армии. В отличие, скажем, от трех успешных военных переворотов, совершенных в Турции после Второй мировой войны. И еще один раз – в 1997 году – военные оказали решающее давление на ряд политических изменений, заставив уйти исламистское правительство. Турецкая армия во главе с Генштабом десятилетиями выступала гарантом светского характера государства, построенного на обломках Турецкой империи в 1923 году Мустафой Кемалем Ататюрком (далее).

amp-next-page separator