Опасения — плод нашей фантазии
Разберемся по порядку. С одной стороны, уровень жизни в Москве самый высокий в России. Москвичи объективно наиболее обеспеченные люди в стране. С другой стороны, над этим благополучием всегда занесен дамоклов меч. Например, колебания курса доллара и евро, от которых многие жители столицы зависят — скажем, работающие в торговле.
Или высокая вероятность увольнения. Столица — в социальном и экономическом плане — так устроена, что здесь очень быстро можно как подняться, заработать, так и все потерять. Сегодня у тебя приличная зарплата и ты отдыхаешь в Испании, а завтра ты уволен и нечем платить даже за аренду жилья.
В маленьких городах все не так сурово.
Или возьмем страх одиночества. В провинции у большинства людей совершенно другие ментальность и образ жизни. Все друг друга знают с рождения! Можно в любой момент позвонить и прийти в гости — просто, без повода, посидеть-поговорить. Там принято здороваться с незнакомыми людьми, отвечать с улыбкой, давать на вопросы развернутый неспешный ответ.
В Москве, где другой темп жизни и происходит постоянное перемешивание населения, такое невозможно. Да, социальные связи у большинства из нас обширные, но при этом поверхностные, не тесные. Грубо говоря, знакомых много, а по душам поговорить не с кем. Отсюда и острое чувство одиночества.
У некоторых жителей столицы есть и сугубо мегаполисные фобии. Например, страх спуститься в метро, ездить в лифте, стать на эскалатор или страх, что в подземке тебя столкнут на рельсы. Кстати, похожие страхи есть и у провинциалов. Некоторые жители маленьких городов, например, боятся переходить дорогу.
А деревенские жители — что их укусит лошадь. Иными словами, дело не в месте, где ты живешь, а в тебе самом. С другой стороны, эти мелкие фобии постоянно подпитываются сообщениями в средствах массовой информации. В Москве, например, ежегодно падают в метро на рельсы от 130 до 150 человек. Половина из них — пьяные, половина — самоубийцы. А вот чтобы кого-то специально столкнули, я не слышал. Тем не менее человек читает о падении на рельсы и считает, что его могут столкнуть. Где логика? А никакой. Или, например, страх теракта. Какова вероятность стать его жертвой? Крайне низка, тысячные доли процента. Но страх есть.
Все наши беспокойства, как правило, связаны с будущим. Они неконкретны, носят фантазийный характер и сводятся к тому, что случится некая ситуация, с которой мы не сможем справиться. Можно ли избавиться от этого страха? Да! Рецепт очень простой: нужно максимально сосредоточиться на здесь и сейчас. Полностью погрузитесь в настоящее. Вот, например, вы едете в метро. Можно, конечно, беспокоиться на тему кризиса или будущего ваших детей, но, согласитесь, это совершенно бессмысленно. Лучше занять ум чтением книги или, например, рассматривать пассажиров.
Каждый из них куда-то едет, у каждого свои интересы, мечты. Почувствуйте себя такой же, как они, частицей потока жизни. Почувствуйте, что вы не одиноки. И беспокойство уйдет.
Мнение колумниста может не совпадать с точкой зрения р едакции «Вечерней Москвы»
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Боимся измен и бедности. Какие проблемы волнуют жителей мегаполиса?
Каждую неделю в городскую службу психологической помощи населению обращаются больше двух тысяч человек, страдающих от каких-то опасений и нерешенных психологических проблем. Что волнует жителей мегаполиса? Чем их душевные трудности отличаются от проблем жителей других городов? Как достичь душевного покоя? (далее...).
Страшится опоздать тот, кто не умеет планировать день
Психологи уверяют: один из самых распространенных страхов москвичей — опоздать. Мы постоянно спешим на работу, разного рода встречи, в аэропорт, на спектакль — всюду. Итог — постоянный стресс. Я сам не чужд страха опоздания, поэтому отправился на курсы тайм-менеджмента (далее...).