Инспектор ГИБДД всегда и всем будет нужен
В самом по себе «европротоколе» нет ничего плохого. Однако есть несколько «но», на которых я хотел бы остановиться. Первое — согласно «европротоколу», участников дорожно-транспортного происшествия должно быть не более двух. И второе — у них не должно быть разногласий о том, кто именно нарушил Правила дорожного движения, кто виноват и чья страховая компания будет отвечать за нанесенный ущерб. Однако в реалиях — на дороге — мы часто становимся свидетелями обратного: между водителями возникают споры, которые без участника квалифицированного сотрудника ГИБДД просто не разрешить.
На мой взгляд, прослеживается некая закономерность: от органов Госавтоинспекции в последнее время все чаще исходят инициативы по получению все больших полномочий для отслеживания нарушений и наказания виновных, что в контексте борьбы за безопасность движения вполне понятно, с одновременным желанием делегировать некоторые свои полномочия и обязанности самим участникам движения на дорогах. Опять же обратимся к дорожной практике. Как часто мы сталкиваемся с такой картиной: произошло незначительное дорожное происшествие, машины перегородили дорогу, водители ждут инспекторов ГИБДД. А рядом — неподалеку — стоит уже машина ДПС.
Сидящие в ней могли бы прийти на помощь, однако выясняется, что наряд выполняет другие задачи в настоящий момент.
Но вернемся к грядущим изменениям. Как именно будут разбираться между собой участники ДТП и представители страховых компаний? Не будет ли здесь нарушения прав какой-нибудь из сторон? Кто определит нарушителя, если нет согласия между потерпевшими, — ведь сегодня это прерогатива сотрудника ГИБДД? Он составляет протокол, схему аварии и выдает справку о ДТП с указанием ответственности сторон, что и является для страховой компании основанием для принятия решения о выплате средств.
А если не будет четкого указания вины одной из сторон — страховые компании вправе отказать в компенсации, особенно по полису ОСАГО... Ситуация получается патовая.
И, наконец, если ущерб не ограничен 50 тысячами? Сейчас полное возмещение — 400 тысяч — возможно только в четырех субъектах Федерации: Москва, Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область.
То есть надо вносить изменения в Закон об ОСАГО. Получается, что в спорных ситуациях без компетентного сотрудника ГИБДД на месте аварии не обойтись. По факту, инициатива правильная, но решение должно быть комплексным. И со стороны автоинспекции, и со стороны страховщиков. Полагаю, что Госавтоинспекции пока не нужно отстраняться от этой деятельности.
СПРАВКА
«Европротокол» — это извещение о ДТП, которое самостоятельно оформляется участниками ДТП для обозначения факта происшествия и не требует присутствия на месте ДТП сотрудников ГИБДД. Оформление ДТП с помощью «европротокола» экономит время участников ДТП. «Европротокол» позволяет урегулировать ситуацию на месте, не создавая дорожных заторов и затруднений для остальных участников движения. Заполняя «европротокол», участники ДТП соглашаются с определением виновной и пострадавшей сторон и, соответственно, с правом пострадавшей стороны на получение страховой выплаты по ОСАГО за счет страховой компании виновной стороны.