Инспектор ГИБДД всегда и всем будет нужен

Город
В конце ноября московские СМИ активно обсуждают информацию о том, что в недрах Министерства внутренних дел России Владимир Колокольцев якобы готовит инициативу, согласно которой с 1 января 2017 года сотрудники Госавтоинспекции не будут выезжать на место дорожных аварий, в которых нет пострадавших. То есть водители будут сами оформлять ДТП, руководствуясь нормами «европротокола». Таким образом, пресловутая справка о ДТП для страховых компаний прикажет долго жить. Кстати, напомним, что сегодня «европротокол» касается возмещения ответственности только на сумму до 50 тысяч рублей.

В самом по себе «европротоколе» нет ничего плохого. Однако есть несколько «но», на которых я хотел бы остановиться. Первое — согласно «европротоколу», участников дорожно-транспортного происшествия должно быть не более двух. И второе — у них не должно быть разногласий о том, кто именно нарушил Правила дорожного движения, кто виноват и чья страховая компания будет отвечать за нанесенный ущерб. Однако в реалиях — на дороге — мы часто становимся свидетелями обратного: между водителями возникают споры, которые без участника квалифицированного сотрудника ГИБДД просто не разрешить.

На мой взгляд, прослеживается некая закономерность: от органов Госавтоинспекции в последнее время все чаще исходят инициативы по получению все больших полномочий для отслеживания нарушений и наказания виновных, что в контексте борьбы за безопасность движения вполне понятно, с одновременным желанием делегировать некоторые свои полномочия и обязанности самим участникам движения на дорогах. Опять же обратимся к дорожной практике. Как часто мы сталкиваемся с такой картиной: произошло незначительное дорожное происшествие, машины перегородили дорогу, водители ждут инспекторов ГИБДД. А рядом — неподалеку — стоит уже машина ДПС.

Сидящие в ней могли бы прийти на помощь, однако выясняется, что наряд выполняет другие задачи в настоящий момент.

Но вернемся к грядущим изменениям. Как именно будут разбираться между собой участники ДТП и представители страховых компаний? Не будет ли здесь нарушения прав какой-нибудь из сторон? Кто определит нарушителя, если нет согласия между потерпевшими, — ведь сегодня это прерогатива сотрудника ГИБДД? Он составляет протокол, схему аварии и выдает справку о ДТП с указанием ответственности сторон, что и является для страховой компании основанием для принятия решения о выплате средств.

Порой нелепое и мелкое дорожно-транспортное происшествие может стать причиной потерянных часов в ожидании инспектора ДПС и испорченного на целый день настроения / Фото: PHOTOXPRESS

А если не будет четкого указания вины одной из сторон — страховые компании вправе отказать в компенсации, особенно по полису ОСАГО... Ситуация получается патовая.

И, наконец, если ущерб не ограничен 50 тысячами? Сейчас полное возмещение — 400 тысяч — возможно только в четырех субъектах Федерации: Москва, Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область.

То есть надо вносить изменения в Закон об ОСАГО. Получается, что в спорных ситуациях без компетентного сотрудника ГИБДД на месте аварии не обойтись. По факту, инициатива правильная, но решение должно быть комплексным. И со стороны автоинспекции, и со стороны страховщиков. Полагаю, что Госавтоинспекции пока не нужно отстраняться от этой деятельности.

СПРАВКА

«Европротокол» — это извещение о ДТП, которое самостоятельно оформляется участниками ДТП для обозначения факта происшествия и не требует присутствия на месте ДТП сотрудников ГИБДД. Оформление ДТП с помощью «европротокола» экономит время участников ДТП. «Европротокол» позволяет урегулировать ситуацию на месте, не создавая дорожных заторов и затруднений для остальных участников движения. Заполняя «европротокол», участники ДТП соглашаются с определением виновной и пострадавшей сторон и, соответственно, с правом пострадавшей стороны на получение страховой выплаты по ОСАГО за счет страховой компании виновной стороны.

amp-next-page separator