БЕРЕЗИН.jpg

Вместо банков магазины «у дома»

Общество
На наших глазах происходит «торговая» революция. По данным исследования компании Knight Frank, с 2007 года количество магазинов формата «у дома» выросло в 11,5 раза. При этом продуктовых гипермаркетов стало больше в 2,3 раза, супермаркетов — в 2 раза. Десять лет назад на долю сетевого продуктового ретейла приходилось менее 20 процентов торговли.

Сейчас уже около 40 процентов. Обратите внимание: в любом районе «Пятерочки», «Магниты», «Перекрестки», «Дикси». Еще пару лет назад жители центра Москвы жаловались, что не хватает недорогих магазинов «у дома». А сейчас — пожалуйста. Их активно открывают на месте банков и ресторанов. И это, как ни странно, примета кризиса. Потому что банки и рестораны кому-то нужны, кому-то — нет. А продукты нужны всем.

Еще одна примета времени: на первых этажах жилых домов появились «гроздья» специализированных продуктовых магазинчиков. Рядом, к примеру, «Избенка», «Мясницкий ряд» и «От Палыча». Небольшие торговые площади, не самый широкий ассортимент, но покупатели всегда есть. Потому что высокое качество.

Почему активнее всего развиваются именно магазины «у дома»? Одна из главных причин — они стали значительно более востребованы. Если еще пару лет назад было нормально поехать на полдня в гипермаркет за МКАД, то сейчас все больший процент покупателей предпочитает экономить на времени. Зашел в один сетевой магазин, второй, третий, везде все купил по скидочной карте. И ехать никуда не надо — бензин жечь.

Развитию цивилизованной торговли способствует и политика городских властей. Палаток практически не осталось. Зато действуют ярмарки выходного дня с фермерскими продуктами. Вместе с рынками они занимают примерно 10–12 процентов продуктового рынка. Что важно, появляются и площади под магазины «у дома». Ведь у города до сих пор довольно много помещений — и на первых этажах домов, и в пристройках к ним. Эти площади город освобождает и сдает в аренду. В итоге проблема «негде поблизости купить продуктов» в большинстве районов города уже неактуальна.

Что касается гипермаркетов, то, возможно, их потенциал на территории Москвы уже исчерпан. Их хватает, наступила насыщенность. Да и свободного места для магазинов этого формата уже практически нет, и магазины «у дома» активно перетягивают покупателей. Так что будем ждать дальнейшего расширения торговых сетей — мы, москвичи, от их появления и развития конкуренции между ними только выиграем.

Мнение автора колонки может не совпадать с точкой зрения редакции «Вечерней Москвы»  

amp-next-page separator