Елена Бодриенко / Фото: Антон Гердо, «Вечерняя Москва»

Победа оправдает все

Общество
Начинаются заключительные этапы Всероссийской олимпиады школьников, и родители старшеклассников, которые вышли в финал этой олимпийской гонки, с нетерпением ждут ее окончания. Ведь победа во Всероссе, равно как и в других школьных олимпиадах первого уровня, практически гарантирует школьнику поступление в высшее учебное заведение.

Особенно переживают родители мальчиков. Ведь для них поступление ребенка в институт — это еще и длительная отсрочка от армии. Моя знакомая, сын которой принимал участие в финальном этапе Ломоносовской олимпиады, в ожидании результатов чуть не довела себя до нервного срыва. А узнав, что среди победителей — две девочки-девятиклассницы, в сердцах воскликнула: «Ну зачем этим девчонкам олимпиады, им же все равно в армию не идти, а для мальчишек это шанс!» Но и для будущих выпускниц победа — это не только престижное достижение, но и хорошая возможность выбора вуза по душе, и уверенность в том, что будешь учиться на бюджетном отделении.

Задумываются ли об этом сами школьники? Возможно. Но в основном они все-таки нацеливаются на ЕГЭ и готовятся к экзаменам, стремясь получить максимальное количество баллов. Для родителей же победа ребенка в олимпиаде порой становится целью, которую они стремятся достичь всеми путями, делая детей заложниками своей идеи.

Это может быть особенно пагубным, если ребенка заставляют принимать участие во всех олимпиадах подряд. Готовиться к ним приходится в ущерб домашним заданиям и дополнительным занятиям. Один этап, второй, третий — и вот он, заветный финал! Правда, к этому времени его участник, накрученный и долгим олимпиадным марафоном, и родными, которые постоянно твердят: «Нам нужна только победа», — думает лишь об одном: скорее бы все это закончилось… Досада и обида — чувства, которые испытывает любой проигравший, которому для победы не хватило совсем чуть-чуть.

А если еще и мама с папой при этом демонстрируют свое разочарование, тут и до депрессии недалеко. И тогда даже школьные экзамены могут стать непосильным испытанием. В итоге — низкие результаты, разбитые мечты о поступлении в вуз и армия на горизонте.

Конечно, немного найдется родителей, которые будут гонять ребенка по всем олимпиадам — от физкультуры до экономики. Но делать получение даже единственного заветного диплома победителя главной целью тоже не стоит. Ведь в любых состязаниях присутствует элемент случайности: в самый ответственный момент заболел, переволновался, не выспался, наконец… Яркий пример — перед глазами. В этом году моя дочь вышла в финальный тур Ломоносовской олимпиады, который проходил в МГУ. Готовилась, читала литературу, настраивалась. Но впервые ступив под своды старейшего учебного заведения страны, настолько впечатлилась, что ни о чем уже думать толком не могла. А к тому же еще атмосфера — как на ЕГЭ. В аудиторию ничего, кроме ручки, воды и паспорта, проносить нельзя; наблюдатели смотрят за каждым движением; даже часов нет, чтобы проверить, сколько времени прошло. Как рассказывала потом: «Темы вроде были несложные, вроде «Герои Гоголя живут среди нас», — но на меня прямо какой-то мысленный ступор напал…»

Что ж, в этот раз не получилось. Но ведь принцип «главное — не победа, а участие» применим к любой олимпиаде, в том числе и образовательной. И опыт, даже отрицательный, тоже полезен. Особенно если победа не самоцель, а приятный бонус, подтверждающий правильность выбранного пути.

ДРУГОЕ МНЕНИЕ

Мы сами себе создаем трудности

Колонка Моны Платоновой 

Честно говоря, всегда было интересно: настолько ли сдача ЕГЭ — нервное и трудное дело, как о нем говорят. Проверив на себе, поняла: все сложности мы, как обычно, создаем в своей голове. (далее...).

Меня поддержат родители

Колонка Алены Аршиновой

Я решила направить предложение в Министерство образования по решению проблемы с записью детей в первые классы школ. (далее...).

Колледжи ломают стереотипы прошлого

Колонка Наталии Покровской

Волнения перед сдачей экзаменов вполне понятны. Но ведь еще нужно определиться, что делать дальше, по какому пути идти. (далее...).

Создайте больше хороших школ

Колонка Руслана Ткаченко

Ключевая проблема, связанная с оформлением ребенка в первый класс, заключается в том, что мест в школах меньше, чем необходимо населению. (далее...).

amp-next-page separator