Митрополит Калужский и Боровский Климент / Фото: Игорь Ивандиков, «Вечерняя Москва»

Первый шаг к спасению

Общество
В дни Великого поста Церковь особо указывает христианину на необходимость и важность покаяния. Как в прошедшую среду вечером на богослужении, так и в это воскресение мы будем вспоминать подвиг покаяния преподобной Марии Египетской. Ее пример поучителен для нас.

Покаяние — это длительный процесс возвращения к Богу. Он продолжается до последнего вздоха человека. Но с чего он начинается? Каков первый шаг навстречу Христу?

Хорошо об этом сказал преподобный Варсонофий Великий: «Человек, дай мне медный обол (самая мелкая монета, полкопейки), — призывает Господь, — и Я отсыплю тебе тысячу талантов золота! Но только дай мне твой медный обол!». Под медным оболом святой подразумевает способность человека хоть в чем-то ограничить свой эгоизм, отказаться от своей выгоды, поступиться пусть малым, на посторонний взгляд совсем незначительным, начать учитывать не только свои интересы.

Вот тогда-то и происходит первая встреча человека с Творцом и Спасителем мира, и рушатся камни, отягощающие душу человека, начинается его внутреннее преображение. Однако этот процесс освобождения от нагромождений самости очень легко пресечь, заглушить в себе, потребовать у Бога назад свои полкопейки: «Отдавай, они мои, мне принадлежат, не Тебе!» Господь, конечно, отдаст...

Если же человек захочет дальше продвигаться по этому пути, ему постепенно начнут открываться новые горизонты бытия: и его собственного, и всех обитателей мира. Сам Бог как Любовь и Милость будет ему раскрываться столь явственно и ярко, что человек уже не только не захочет потребовать назад свою денежку, данную «взаймы» Богу, но будет готов всего себя без остатка, всю свою волю отдать Богу, чтобы Он провел его путем спасения Сам знает как.

В истинном свете тогда увидит человек красиво упакованные в современные обертки свои безобразные страсти и амбиции, на служение которым тратилась его жизнь. И удовлетворение похотей, которого ум прежде так ненасытно жаждал, станет ему омерзительным.

Но всё это еще впереди, а вначале происходит маленький незаметный поворот в душе, неприметное для постороннего глаза внутреннее решение (у каждого оно свое, принимаемое в конкретных жизненных обстоятельствах) не в пользу своего эго, а из сознания, что это будет правильно, ибо так учит Господь, так велит совесть. Как блудный сын однажды принял решение: встану и пойду в отчий дом, пусть мне будет очень стыдно, но это правильно – предстать перед отцом и попросить у него прощения. Сын только помышляет, а отец уже готов принять его в свои объятия и спешит ему навстречу.

Не стоит тратить время на поиски виновников своего печального положения, не надо придумывать аргументы, чтобы оправдать свое нежелание меняться, сделать первый шаг к Богу: мы были не так воспитаны, не то время было, нас не научили верить и прочее в этом роде. Преподобный Андрей Критский говорит: «Раздрал мою первую одежду, облекся в драную и стыжусь» (7-й тропарь 2-й песни Великого канона). Он не упоминает, что кто-то в этом виноват, например: «Адам совершил первый грех, а я теперь из-за него страдаю». Он говорит: «Я раздрал эту одежду». Для святых подвижников не имеет значения, как они были воспитаны, они все равно скажут: «Я раздрал, меня, Господи, прости».

Это универсальная истина: каждый человек сам «раздрал свою первую одежду» — полученную в таинстве Крещения благодать и «облекся в драную» — в лохмотья своих страстей. Именно в разодранной одежде лишенный Божией благодати человек пребывает в «стране далече». Этот образ мы постоянно находим в аскетических писаниях: человек отверг одеяние света и облекся в кожаные ризы бессловесного жития. А вот блудный сын не отложил свое возвращение к отцу, стесняясь рваных риз, и отец дал ему новое дорогое одеяние (см. Лк. 15, 22). Это образ благодати Покаяния, которое называют вторым Крещением.

Важно не откладывать под любым предлогом первый шаг, ведь Отец наш Небесный ожидает, не появится ли наконец на горизонте Его заблудший, измученный сын, «изнуривший в блуде все богатство, полученное от Отца», нищий, голодный, но взывающий: «Отче щедрот, предварив Ты мя ущедри» (поспеши и смилуйся надо мною; 20-й тропарь 1-й песни Великого канона). Постараемся не упускать случая и сделать хотя бы малый шаг навстречу Богу — протянем Ему свой медный обол и будем благодарны Господу за каждый день, который Он еще дает нам на покаяние.

amp-next-page separator