Политолог Георгий Бовт, колумнист «ВМ» / Фото: Анна Иванцова, «Вечерняя Москва»

Кнут как демографический стимул

Общество
Скажем прямо — «кнут» при поощрении деторождения вещь бесполезная, и на самом деле истинные цели подобной политики — исключительно фискальные. То есть пополнить казну. Практически во всех странах мира, где власти осознают проблему сокращения рождаемости как угрозу будущему страны и ее экономике, они действуют методами поощрения. Как прямыми — выделяя пособия на детей, так и косвенными — вкладывая деньги в систему воспитания и образования, педиатрию и т.д.

Чем страна богаче, тем у нее больше, разумеется, возможностей. Скажем, в Америке на протяжении последних десятилетий семьи с детьми поддерживаются либо пособиями, либо налоговыми льготами (то есть правом вычесть из налогооблагаемой базы всевозможные расходы на детей — от медицинских до образовательных и т.д.) И первое, и второе разнится в размерах по штатам, зависит от конкретного дохода данной семьи, но речь о сотнях долларах в месяц. Программа налоговой реформы Дональда Трампа предлагает идти еще дальше: вычитать среднюю стоимость содержания ребенка до 13 лет из налогооблагаемой базы. Также предполагается разрешить открывать специальные банковские счета, не облагаемые налогами, куда можно будет вносить до 2 тысяч долларов в год на счет ребенка (в том числе даже еще не родившегося) до достижения им 18 лет. И эти деньги потом можно потратить на образование. Бедным семьям еще и доплатят на этот счет до 1 тысячи долларов в год.

Маленький, но богатый Сингапур недавно развернул целую программу поддержки, как у нас раньше говорили, материнства и детства: 2 млрд долларов (при населении 5,8 млн человек) будет тратиться в год на пособия по уходу за ребенком, частичное покрытие медицинских расходов, субсидии по найму жилья для супружеских пар. Государство оплатит 75% расходов на операции по искусственному оплодотворению (примерно 6300 долларов за одну попытку). Включая семьи, уже имеющие ребенка. На счет каждого новорожденного положат 3 тысячи долларов для расходов на медицинские цели. Для работающих матерей предусмотрен оплачиваемый государством 4-недельный отпуск (именно отпуск, а не декретный отпуск) в течение года после рождения ребенка или усыновления его. В Японии на каждого ребенка государство выделяет пособие примерно 270 долларов в месяц.

Посмотрим на страны, живущие более скромно. К примеру, на наших бывших соседей из Восточной Европы с сопоставимым ВВП на душу населения. Так, польское правое правительство партии «Свобода и справедливость» (про которое у нас известно разве только то, что они националисты), осознав проблему сокращения работоспособного населения и его старения, решило выплачивать каждой семье, где рождается второй ребенок, по 500 злотых (примерно 145–150 евро) в месяц до достижения 18 лет. Деньги можно тратить по своему усмотрению. Бедным семьям с доходами меньше 800 злотых (180–190 евро) будет выплачиваться 500 злотых, начиная с первого ребенка. Такие пособия получают более 2,7 млн польских семей. Объем выплат превысил 23% бюджета страны (на что потребуются новые налоги, и их уже обсуждают, глядя в направлении крупных ретейлеров, в частности).

В Румынии весной прошлого года был принят закон, расширивший льготы и продолжительность отпуска по уходу за ребенком (в совокупности 12 месяцев). При этом пособие составит 85% среднего размера заработка на последнем месте работы, но не менее 133 евро и не более 755 евро. Затем мать еще год, уже выйдя на работу, будет получать дополнительно 111 евро в месяц.

Но ни в одной стране мира не говорят, что нужен налог на бездетность. Потому что от налогов дети не рождаются.

amp-next-page separator