Фото: Из архива

С любовью к «Нелюбви»

Общество
Приз жюри завершившегося 70 Каннского кинофестиваля взял фильм Андрея Звягинцева «Нелюбовь» - награда серьезная, но не главная. Ожидания были гораздо выше! И это вызвало волну жарких споров. Полетели в соцсети упреки в том, что от России на конкурс отправили очередную «чернуху», поскольку Запад, мол, хочет видеть нашу страну именно такой - мрачной, застегнутой на все пуговицы, пронизанной этой самой нелюбовью к человечеству. И с этим хочется разобраться особо.

Безусловно, кинематограф Звягинцева далек от жизнеутверждающей эстетики фильма «Я шагаю по Москве». Но искусство всегда стремилось отразить истину самыми парадоксальными путями. Вот был в театре Вахтангов, который призывал артистов вначале переживать внутренне, а потом уж выражать во вне необходимую эмоцию. Но пришел революционер Мейерхольд, утверждавший, что к заветной цели можно прийти иначе. Например, точно ударить кулаком по столу: если «ударено» правильно, то и эмоция внутри родится верная. И тот, и другой, заметьте, имели колоссальный успех.

Я это - к тому, что надо очень ясно понимать, на какой именно фестиваль был отобран фильм Звягинцева. Оглянитесь! Каннский, на протяжении своего существования, брал фильмы, в которых рассказывались частные истории, вскрывавшие проблемы современности. Ярко, хлестко, болезненно, и желательно бы - талантливо. Другие туда и не попадали. Канн - это сплошное проблемное кино, снятое во Франции, Италии, Англии, Иране, Корее. В котором человек хочет любить, но при этом почему-то ненавидит, скандалит, унижает, отстаивает свои права, воюет, и все это кинематограф запечатлевает на пленку.

То, что фильм Звягинцева вообще попал в основной конкурс Канн – уже большая удача. Это означает, что проблемы российских персонажей близки, понятны всему миру и носят общечеловеческий характер. Хотя внешне они и видоизменились со времен Достоевского – в «Нелюбви» присутствуют и стройные ряды офисных мониторов, и бесконечный фастфут, и наглухо зашторенные окна пентхаусов.

[OBJ Официальный трейлер фильма Андрея Звягинцева "Нелюбовь"]

Быть отмеченным призом жюри, возглавляемого классиком мирового кино Педро Альмодоваром – тоже большая удача. Особенно, если вспомнить, что ранее Звягинцев в Канне получал призы гораздо более скромные - за лучший сценарий, мужскую роль или в параллельных программах.

На протяжении последних лет мы с замиранием сердца гадали, попадет ли наше кино в конкурс, или Россия опять потерпит фиаско. То, что на этот раз там были сразу три ленты, представлявших страну - к Звягинцеву и Лознице присоединился дебютант Кантемир Балагов - такого в новейшей истории фестиваля еще не было. О новом русском кино заговорили с уважением, его ждут и смотрят. И это замечательно.

amp-next-page separator