Если бы Зюганов стал президентом
Приходится слышать довольно часто рассуждения на тему, что бы было, если бы тогда победил оппонент Ельцина лидер коммунистов Геннадий Зюганов. Также многие считают, что эти выборы были не совсем честными. И это тоже, дескать, положило начало дурной традиции фальсифицировать итоги голосования.
Та избирательная кампания, конечно, войдет в историю многими параметрам. И как самая конкурентная во всей постсоветской истории. И как, по сути, первая политическая кампания, в которой открыто использовались разные методы манипуляции общественными настроениями. Даже главный лозунг избирательной кампании Ельцина «Голосуй сердцем!» апеллировал скорее к эмоциям, чем к разуму. Организаторы его кампании обыгрывали страх значительной части населения перед возвращением коммунистов и советских порядков, которые тогда еще помнили хорошо и которые для многих ассоциировались, прежде всего, с пустыми прилавками и тотальным дефицитом. А также несвободой. Свобода тогда ценилась в обществе в среднем довольно высоко. Возвращения назад не хотело, пожалуй, большинство.
Поэтому неофициальным лозунгом избирательной кампании Ельцина можно считать другой – «Не дай бог!». Именно под таким названием многомиллионными тиражами выходила газета, издаваемая издательским домом «Коммерсантъ», там проводилась агитация за Ельцина, рассчитанная на самого простого избирателя.
Определенную роль в победе Ельцина сыграл тогдашний секретарь Совета безопасности генерал Александр Лебедь, который занял с 15% голосов третье место в первом туре голосования. Он, знаменитый, прежде всего, заключением Хасавюртского мира с Чечней, поддержал Ельцина и, по мнению многих, это окончательно склонило чашу весов в его пользу. Что касается фальсификаций, тем более массовых фальсификаций, я лично в это не верю. Политическая среда того времени была довольно конкурентной. Во многих регионах правили губернаторы, которые не только симпатизировали коммунистам, но и вообще мало считались с центральной властью. Это был пик того, что называлась «парадом суверенитетов». В этих условиях отдать приказ из центрального штаба компаний, которым руководил нелюбимый многими Анатолий Чубайс, конечно, можно было. Но вряд ли кто-либо этого приказа послушался бы. Поэтому стоит признать, что победа Ельцина, хотя ей и сопутствовали различные агитационные приемы, которые можно считать манипуляцией общественным сознанием, все же была, с точки зрения подсчета голосов, относительно честной.
Не сказать, чтобы все представители ельцинского штаба пользовались широкой всенародный симпатией. Организовывать кампанию и проплачивать ее взялись ведущие российские олигархи. Непосредственно руководил компанией «главный приватизатор» Анатолий Чубайс. Положение Ельцина как кандидата осложнялось не только случившимся во время кампании инфарктом, но и борьбой фракций внутри его окружения. Прежде всего, между условными «либералами-реформаторами», Чубайсом и олигархами, с одной стороны, и силовиками во главе с начальником службы безопасности Ельцина Александром Коржаковым, с другой.
Первая группировка была склонна к относительно демократическим методам ведения политической борьбы, тогда как вторая склонялась к методам силовым, вплоть до откладывания второго тура или отмены выборов. В ходе избирательной кампании произошел известный скандал с так называемой «коробкой из-под ксерокса», когда люди Коржакова задержали двух членом предвыборного штаба Бориса Ельцина – Аркадия Евстафьева и Сергея Лисовского – с 538 тысячами долларов наличными. Это было первым открытым столкновением, условно, силовиков и либералов в российской власти.
Одна из версий событий того времени гласит, что «силовики» просто хотели расправиться со своими оппонентами в ельцинском окружении и захватить полновластный контроль над его «ухом». Однако они проиграли и были отправлены в отставку. После чего Коржаков взялся писать злобные воспоминания о своем бывшем начальнике.
Геннадий Зюганов тогда признал свое поражение. С тех пор он желал стать президентом еще несколько раз – уже выступая против Владимира Путина и Дмитрия Медведева. Он никогда не пытался, потерпев очередное поражение на очередных выборах, уйти в отставку, признав свою ответственность, как это принято в других странах. Он вполне комфортно пребывает в роли «конструктивного оппозиционера».
А что если бы тогда «дали победить» коммунистам и Зюганову? Некоторые считают, что тем самым утвердился бы принцип честности выборов, а сам Зюганов проводил бы политику в духе европейских левых, как Квасьневский в Польше. Не верится в эту версию. Не было тогда в программе российских коммунистов ничего, что говорило бы о них, как о европейских левых. КПРФ тогда была партией реванша, которая смотрела только назад. Во многом, по моему мнению, она и сейчас такая же, опираясь в основном на людей старшего поколения. Однако ведут себя, конечно, куда тише, чем при Ельцине. Что же касается нравов тогдашних политиков (это уже к вопросу о честности), то они были примерно одинаковы по всему политическому спектру. Тогдашние коммунисты никак не зарекомендовали себя в роли каких-то особо честных политиков. Помнится, в разговоре с одним из «либеральных функционеров» того времени, тот откровенничал, как разносил наличные деньги, покупая нужные голоса в парламенте. Брали все. Вне зависимости от партийной принадлежности. Думаю, коммунисты, скорее всего, поправили бы правила под себя, переписали Конституцию, постарались вернуть по максимуму советские порядки. Так что если кто жалеет, что голосовал за Ельцина в 1996 году, а надо было бы за Зюганова, то не надо. В конце концов, вряд ли Геннадий Андреевич сделал бы своим преемником Владимира Владимировича.