Поколение, которое не желает

Развлечения
Мне периодически задают вопрос, почему молодежь принципиально не хочет смотреть современное российское кино. Я думаю, что тут вина кинематографистов, которые некогда сильно постарались и сделали все, чтобы потерять зрителя. В 1990-х годах любой, имеющий деньги, получил возможность снимать кино. Многие ринулись в эту сторону, рассчитывая на то, что оператор что-то снимет, композитор напишет музыку, артисты сыграют.

Общий уровень режиссуры упал, режиссерский масштаб мышления опустился невероятно низко. И это воспитало такого же зрителя. Целое поколение выросло на дешевых комедиях или чернухе с «продажными попами» или «милиционерами-оборотнями». А поднять уровень режиссуры намного сложнее, чем его опустить.

Сегодня любой может снимать на айфон все что хочет. Но результат будет зависеть от того, талантлив человек или нет. Потому что метание персонажа на экране — еще не кино. Это всего лишь нанесение изображения на цифру. Кино — нечто совсем другое: это мировоззрение, профессия, стремление помочь актеру, пластика и грамотность кинематографическая. В последнее время мы видим, к счастью, что ситуация медленно выправляется, профессиональный уровень начинает постепенно расти. Я смотрю много короткометражек молодых ребят — это уже очень профессиональное кино. Единственное, чего, мне кажется, им не хватает, так это общего культурного уровня. Вот мы, например, в свое время были вынуждены ездить за город в 8 утра, в Госфильмофонд, чтобы увидеть картины Вайды или Формана. А сейчас они могут «кликнуть» компьютер и получить желаемое. Это прекрасно. Но это и обезволивает. Потому что, когда ты получаешь легкое «как», тебе уже кажется, что и «что» не столь ценно. Почему я твержу об общем культурном уровне режиссеров? Потому что важно еще и то, что ты хочешь сказать.

И насколько это волнует тех, кому ты это говоришь. А любая картина приобретает значение, когда ее смотрят семьями и при этом хотят пересматривать снова и снова. Но в последнее время все же появилось несколько российских фильмов, которые абсолютно достойно заняли серьезное место в бокс-офисе. Это картины Федора Бондарчука, это и фильмы нашей студии... Это кино, которое заставляет зрителя сопереживать тому, что он видит на экране, а кино должно заставлять сопереживать. И так называемое авторское кино тоже может собирать огромное количество зрителей, стать великой картиной, если заставляет сопереживать. Как, например, «Пролетая над гнездом кукушки» Формана.

Еще меня радует, что стали открываться кинозалы в городах-стотысячниках. Это важно, потому что 70% жителей страны были лишены возможности смотреть кино на большом экране. Это не касалось мегаполисов, в которых выгодно возводить мультиплексы. Речь шла о городах с населением в 100 000 жителей, где это было невыгодно. Поэтому я очень благодарен руководству Министерства культуры, что они нашли средства обеспечивать кинопоказами небольшие города. Это большая польза для кино.

amp-next-page separator