И вновь та самая «Матильда»...
Не знаю, заказной или нет, но надоело все это до изжоги. Скоро без обсуждения «Матильды» хлеба в магазине не купишь. Не помню, чтобы какое-то реальное действие или бездействие взбило столько пены, сколько злополучный фильм, на экраны пока не вышедший, но разобранный чуть ли не до кадра: там, известно, мелькает Матильдина грудь, тут государь смотрит страстнее, чем хотелось бы обезумевшим хоругвеносцам, там — оккультистка-царица. «Кина» — нет, а безобразие — есть. Почти анекдот.
Констатируем удивительное: первыми здравомыслие начали проявлять представители РПЦ, хотя, казалось бы... Просто медом на душу легли слова священника, пресс-секретаря патриарха Кирилла Александра Волкова. Признавая, что картина может задеть за живое многих, и предсказывая различную реакцию на нее, он тем не менее заявил, что оценка фильма, да и любого другого произведения культуры «не должна исходить с амвона». Это более либеральное заявление, чем прежде, звучит как глас трезвого посреди пирушки. А Наталья Поклонская продолжает гнуть свою линию и уже накопила 13 коробок с подписями противников фильма. (Число, кстати, плохое, чертова дюжина, надо либо одну коробку выкинуть, либо подкопить еще.)
Применить бы эту энергию, да в каких-то иных, к жизни более близких целях! Хоть 13 коробок игрушек малышам в детдом отправить... Вся эта шумиха, чумным балом скачущая вокруг фильма, будто лишает разума. Злюсь по-настоящему: вот прокуратура грозит разборками общественной организации «Христианское государство — Святая Русь» за то, что они стращали грядущими поджогами кинотеатров. Это что за Средневековье и инквизиторщина? Я даже не об отсутствующем христианском смирении, а просто о человеческой логике, явно отсутствующей! Ведь возмущаются уже и тем, что снимается в «Матильде» Ларс Айдингер, ранее «засветившийся» в какой-то картине обнаженным. По такой логике нашей Виктории Толстогановой после роли убийцы в сериале «Палач» навсегда надо от съемок отказать...
Печальнее всего, что история с «Матильдой» вольно-невольно становится и поводом для раскола, и образцом взаимной упертости сторон и возбуждает мысли о пиаре. Алексей Учитель в этом году — едва ли не главный «культурный» ньюсмейкер: в любой момент открой в сети новости, он и выскочит вместе с «Матильдой», как тот самый, из табакерки... Такое продвижение фильма, которое устроили ему в большей степени его противники, обычно дорогого стоит. Так и хочется включить эту историю в учебник по промоушену! А без шуток — призвать всех успокоиться. Ей-богу, этот шум просто запределен. Не лучше ли дождаться конца октября, чтобы самим оценить достоинства и недостатки картины.
ВОПРОСЫ ЭТИКИ И ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРАВДА
Владимир Толстой, советник президента Российской Федерации:
— Сегодня общество раскалывается по поводу фильма «Матильда», который никто не видел, и нам не хочется впадать в крайности, как происходит с этой картиной Алексея Учителя. Этические вопросы важны, но все-таки важнее вопросы создания качественного современного кинематографа, разумеется, с учетом зрительского интереса.
Александр Галибин, режиссер, актер:
— Это право художника — как преподносить материал в своей картине. Алексей Учитель, вне всякого сомнения, художник. А дальше — вопросы этические: воспитания, нравственности, морали, такта. В конце концов, государь Николай Александрович был человеком, как и все мы, и ничто человеческое ему не было чуждо. Иначе у него не было бы такого количества детей. Фильм Алексея Учителя я не видел. Но я точно знаю, что нельзя запрещать художнику делать то, что он делает в своем творчестве.
Отар Иоселиани, режиссер:
— Я противник фильмов, в которых изображают исторических персонажей с помощью художественных средств. Получается ложь, а ее и так много в истории. Все равно актеры сегодняшние, декорации сегодняшние, и ничего общего ни с нравами тех времен, ни с их вежливостью или деспотизмом сейчас нет. Например, Сергей Бондарчук снял картину «Война и мир», где графы и князья ходят как лакеи. Дамы в фильме, по меркам того времени, ведут себя просто неприлично. В американской картине «Война и мир» хамство уже другого рода… Поймите, ряса не делает носящего ее священником.