Вопросов больше, чем ответов

Общество
События в Ивантеевке, где школьник напал на учителя и одноклассников, заставили вспомнить об идее контроля соцсетей. Дескать, пора начать контролировать их контент. Ведь этот молодой человек в соцсетях уже грозил всех убить, почему же никто не отследил эти угрозы?

Давайте задумаемся, а можно ли соцсети контролировать? По закону можно отслеживать только высказывания в публичном поле— открытые для всех. А если вы, скажем, как активист некой общественной организации или частное лицо, решили залезть в личную переписку, то рискуете понести уголовную ответственность — по статьям 137 и 138 УК, карающим за нарушение тайны переписки. По статье 137 вам грозит до двух лет лишения свободы. По статье 138— до года. А если вы, чтобы вскрыть страничку пользователя, использовали свое служебное положение — сроки куда серьезнее. Итак, тезис первый — контролировать мы можем только публичный контент.

Гипотетически вполне реально создать программу, реагирующую на определенные слова. Ну, например, «убить» и все его производные. Или, скажем, на слово «взорвать». А что дальше? А дальше все равно придется разбираться живым людям. Кому именно? Кто им за работу заплатит? Совершенно непонятно. Второе: эти люди должны иметь высочайшую квалификацию и оценить, например, контекст высказывания. Вот если пользователь пишет «Да их убить мало», то он угрожает убийством или нет? Плюс каким-то неведомым образом должна оцениваться реальность угрозы. Если парень пишет одноклассникам: «Я принесу в школу пулемет и всех вас порешу!» — он пугает или серьезно? А если серьезно, то что с ним делать? Вызывать в школу наряд полиции? Заводить уголовное дело? А если он скажет: «Да я вообще не то имел в виду»? Извиниться и отпустить? В общем, согласитесь, вопросов масса, а ответов нет.

Мне кажется, все эти попытки контролировать проявления агрессии в соцсетях — полная ерунда. Это то же самое, что контролировать надписи на заборе. С агрессивным подростком нужно работать, что называется, «в реале». Прежде всего— педагогам. Если они видят, что парня в классе не любят и унижают, нужно вызывать участников конфликта и разбираться. Возможно, даже с полицией, как, кстати, принято в Европе. А еще, я уверен, должна быть определенная гигиена СМИ. Не внешняя, но внутренняя. Ну зачем подробно, со смакованием, расписывать, как американский школьник пришел в класс и устроил бойню? Зачем расписывать, где он взял оружие и патроны, как пронес в школу, в кого именно выстрелил первым, как тот умер... Любой пример заразителен, а дурной— особенно. Давайте это учитывать.

amp-next-page separator