Как этнофобия переходит в любовь
У нас тревоги по поводу мигрантов ослабевают, а в большинстве стран мира — растут. Хотя наши тревоги по этой части все равно еще остаются выше «среднемировых». Согласно исследованию известной организации Pew Research Center в 38 странах, проблема миграции (нелегальной прежде всего) в среднем поставлена на 5-е место после исламского терроризма, глобального изменения климата (которое у нас вообще мало кого волнует), «кибератак со стороны других стран» (тоже не наша проблема) и общемировой экономической ситуации. Уровень «обеспокоенности» в мире — примерно 38–39%. На первое место проблемы миграции поставили граждане лишь одной страны — Венгрии, которая резко противится попыткам ЕС навязать ей «общеевропейскую» политику в этом вопросе.
Если же обратиться к опыту США, то там, конечно, отношение к «пришлым» традиционно более благожелательное, чем в остальном мире, особенно в Европе. Если сравнивать с 1993 годом (данные Службы Гэллапа), когда на фоне развала «социалистического лагеря» и культивируемых прессой страхов, что, мол, сейчас все «повалят» в Америку, и когда за сокращение числа иммигрантов выступали 63% американцев, то сейчас — лишь 38%. Столько же — за сохранение уровня иммиграции на текущем уровне, еще примерно 20% — даже за увеличение притока мигрантов.
Любопытно, что чем ближе к Мексике, откуда в США и направляется сегодня основной поток нелегалов, тем благожелательнее отношение к пришлым и тем враждебнее отношение к идее Трампа построить на границе с Мексикой стену.
То есть сами осевшие мигранты уже влияют на «общеамериканскую картину». На практике же, несмотря на официально негативное отношение властей США к найму нелегалов на работу, многие американские компании, особенно малый и средний бизнес, сплошь и рядом нанимают нелегалов «за кэш». Это подчас делается почти открыто. Как ни крути, но экономике от этого скорее польза, чем вред — сами американцы на многие такие работы просто никогда не пойдут.
И поскольку за соблюдением правил иммиграции и найма на работу следят в основном федеральные службы, а основные полномочия самоуправления находятся в руках штатов или городов, то никакой жесткости на деле по отношению к нелегалам не наблюдается.
Более того, ряд крупных городов США открыто заявили, что будут саботировать указания Белого дома об ужесточении иммиграционной политики. В этом местные власти ориентируются на своих избирателей, многие из которых — вчерашние нелегалы.
Сейчас в Америке проживают более 11 млн нелегальных иммигрантов, многие из которых имеют водительские права (в ряде штатов это разрешено), купили дома, работают и даже исправно платят налоги. Но это явно «не наш случай».
Хотя в будущем, в свете ухудшения демографической ситуации в России (смертность опять стала превышать рождаемость), возможны смягчение миграционной политики и переход, скажем, к системе «балльной иммиграции», когда будут привечать наиболее ценных квалифицированных работников. Ну и молодых, разумеется.
Что касается отношения населения к мигрантам, то многое зависит от того, как это подается в СМИ. Обеспокоенность нарастает, когда есть «истерика» по этому поводу.