Ольга Маховская / Фото: Игорь Ивандиков, «Вечерняя Москва»

Признаки неуверенности

Город
Толерантность обозначает всего лишь терпимость по отношению к другим. Такое поведение по плечу только сильным и уверенным людям. Высокий процент москвичей, которые против гастарбайтеров и приезжих, — признак их неуверенности в себе, окружении, будущем.

Нам жалко Москвы, самим не хватает. Москва не резиновая, а каменная — в отношении мигрантов. Мы упрямо не хотим делиться даже тем, что нам не нужно: черной работой, которую охотно подбирают приезжие из бедных регионов. Почему? Терпимость воспитывается в школах, о ней много говорят по телевизору, гастарбайтеров учат русскому языку… Под нетерпимостью сегодня чаще всего понимают ксенофобию. Ксенофобия — тяжелое наследие вечного противостояния врагу, чтобы от нее избавиться, нужны десятилетия мирной жизни. Но за годы массовой миграции уже выросло второе поколение новых москвичей, которые говорят по-русски, учатся в наших школах и институтах и претендуют на более высокие должности, чем их родители. И они также против приезжих! Похоже, столичная матрица воспроизводит ксенофобию, которая стала стилем нашей жизни. Судя по данным опроса, ксенофобия растет по мере приближения к центру. И здесь обнаруживается экономическая подоплека нетерпимого отношения к другим.

В центре нарастает конкуренция, повышаются стандарт жизни и личные амбиции. Средний москвич недоволен собой, перегружен обязательствами. Он должен обеспечить свою семью, помочь дальним родственникам, и это касается не только новоприбывших москвичей.

«Один с сошкой, семеро с ложкой» — распространенная ситуация в стране с коллективистским прошлым, где от сильного ждут покровительства. От Москвы так много ждут, что у нее не выдерживают нервы. Мы мало популяризируем провинцию, где если не уровень, то качество жизни (гармоничность, мерность течения, экология) выше.

Москва — город молодых и здоровых. Помимо этнической нетерпимости есть возрастная и физиологическая дискриминация пожилых и больных. Свое беспокойство и усталость они тоже транслируют в опросах.

И все-таки из всех типов толерантности ключевой мне кажется межличностный. Когда мы сталкиваемся лицом к лицу. А из всех малых групп главной остается семья.

Дети приходят в детские сады ожесточенными и быстро учатся отличать инородцев. Неслучайно уровень озабоченности трудовой миграцией, который продемонстрирован в опросе, почти совпадает с уровнем разводов в молодых семьях. Чтобы научиться уважать другого, нужно с детства чувствовать внимание и уважение к себе. Дети абсолютно толерантны, дружелюбны, любопытны, готовы играть и делиться с другими. Пока их не научат иному.

amp-next-page separator