Пределы гуманности
ДЦП это не заболевание, а общее название болезненных состояний, которые возникли в результате нарушения деятельности головного мозга. Картина очень пестрая: есть ребятишки, которые сами стоять не могут, но резво бегают в специальном ортезе, который помогает им держаться прямо. Дети как дети, - веселые и озорные. А есть страдальцы, которые не могут проглотить даже жидкость, не могут говорить. И при этом они мыслят и чувствуют, как все их здоровые сверстники! Каково это – быть запертым в клетке своей немощи. Да, есть такие личности, как Иван Бакаитов, который учится, является клиентом банка и так далее. Таких как он, не так много. И они вызывают восхищение. Остается масса других, которые обречены на ущемление во всех областях – так уж устроено человеческое общество. В условиях дефицита ресурсов к слабым отношение более чем жесткое.
Поэтому возникает вопрос: а готовы ли мы к такому количеству детей-инвалидов? Ведь вал ДЦП пошел с тех пор, как наша страна, по примеру развитых и цивилизованных, начала выхаживать недоношенных младенцев весом 500 г. Это подразумевает глубокую незрелость всех органов и систем. Сразу умирает почти половина младенцев, за жизнь других отчаянно борются врачи. И побеждают порой… В редких случаях ребенок «перерастает» пороки развития сердечной, пищеварительной, дыхательной систем. Хотя такие случаи бывают. Остальные обречены на инвалидность в той или иной степени. В том числе, и по ДЦП.
Вот и возникает вопрос: надо ли бороться за каждую беременность? С одной стороны – показатели смертности, которые стали дамокловым мечом над головами медиков. Ну как же – мы достигли европейского уровня! Покинуть клуб успешных держав – это болезненно для высоких чиновников здравоохранения, которые получили возможность гордиться своими достижениями перед зарубежными коллегами. Да и ведь и есть чем гордиться. С другой стороны – жизнь детей, полная незаслуженных страданий. И жизнь семей, которая будет посвящена больному ребенку (порой в ущерб здоровым). И одиночество матерей, потому что отцы, за редким исключением, семью с тяжелобольным ребенком покидают.
Европейская медицина уже приходит к пересмотру подхода к сохранению беременности на ранних стадиях в случае, если есть риск развития ребенка с патологиями. Может быть, и нам пора?