Ольга Кузьмина / Фото: IVANDIKOV IGOR

Неограниченной свободы не бывает

Общество
Резонансное дело о нападении на Татьяну Фельгенгауэр обострило, на мой взгляд, тему, до которой никак не дойдут руки ни у правительства, ни у чиновников, ни у медиков. Я о пересмотре закона о лечении психиатрических больных.

Раньше господина Грица, ударившего журналистку в горло ножом, тут же назвали бы сумасшедшим, невзирая на то, есть у него справка или нет. Но в наше толерантное время подобные выпады непозволительны. Поэтому назвать его можно... «человеком с некоторыми особенностями психики». Воротит от этих реверансов, но что делать.

От случившегося не просто дурно — от него страшно.

Хотя еще страшнее вспоминать, как перекосило когда-то в карательную сторону нашу психиатрию. На фоне перемен ее «прикрыли», а символом гуманизации отрасли стал смягченный закон, по которому людей «с отклонениями» можно отправлять на лечение лишь по их согласию.

Споры, не завернуть ли в этом смысле гайки, идут давно.

Так, может, пора хотя бы как-то разграничить «отклонения»? Конечно, встает вопрос: а по какому принципу.

Ведь призрачна граница между злодеями и гениями, людьми просто странными и «тихим омутом» с чертями. Но и так оставлять дело нельзя.

Советские психдиспансеры были не идеальны, но работали. В момент сезонных обострений там присматривались к «контингенту» с повышенным вниманием, выписывали таблетки и корректировали их дозу. Работали «с опережением», стараясь предварять кризы и кризисы, спасти от депрессии. И уж точно брали «на карандаш» агрессивных.

Может, это и есть та самая «линия передела»? Вот, скажем, упомянутый Гриц. Говорят, считал себя гением — как водится, недооцененным. Его агрессию замечали знакомые и коллеги. Понимаю: с ходу на таких людей «стучать», равно как и тащить их в палату номер шесть, нехорошо, так там может оказаться кто угодно. Но на то и спецы, чтобы разделяя — не властвовать, но действовать.

Понимаю: мы — за гуманизм. И за толерантность, хотя последствия ее «бума» уже достаточно очевидны. И за свободу — для всех и каждого. Но свобода одних не должна ограничивать свободу других. В случае с социопатами и агрессорами это абсолютно так! Свобода — она вообще не для всех, как бы ни хотелось нам обратного.

Сегодня общество агрессивнее, чем было когда-то. И хотя статистика говорит, что число психов, пардон, не растет, впечатления из жизни — иные. Возможно, именно вследствие роста агрессии общества бурнее клокочут и «люди с особенностями психики»: думаю, уровень их несогласия с внешним миром находится в прямой зависимости от среднепсихической температуры окружающей «среды».

И вопрос о законодательном урегулировании отношений между ними и обществом должен быть первостепенным.

В слове «освидетельствовать» есть, безусловно, нечто оскорбительное для человеческого уха и достоинства, но лучше быть «освидетельствованным», чем убитым.

amp-next-page separator