Рынок жилья станет государственным

Общество
Идея запретить долевое строительство приведет к нескольким последствиям. Первое и, наверное, самое очевидное — цены на квадратный метр, безусловно, повысятся.

Дело в том, что банки дают кредит под очень высокий процент, и этот процент, разумеется, будет заложен в стоимость квадратного метра. Иными словами, за новый закон заплатят покупатели новостроек. Да, рисков при покупке будет значительно меньше, но недвижимость станет существенно дороже. Рассуждения о том, что девелоперы постараются снизить маржу, чтобы хоть как-то распродать построенное — от незнания сути вопроса. Уже сейчас — и не только в Москве — рынок жилья настолько затоварен, что цены и без того низкие, они лишь немного выше себестоимости. Снижать их дальше некуда, это разорение и потеря бизнеса как такового для застройщика-девелопера.

Вторым следствием станет передел строительного рынка. Уже сегодня до 80 процентов жилья строят сами банки. Причем, как правило, банки государственные. Они скупают огромные земельные участки, нанимают строительные компании — и вперед. Почему они это делают? А потому что банковский сектор у нас дохлый, заработать там — с учетом спада экономики — все сложнее. Строительство для банков выгоднее, ведь они в отличие от других девелоперов не берут дорогие кредиты, а значит, могут позволить себе строить с меньшими затратами.

Как только долевое строительство отменят, дешевых денег у профессиональных девелоперов не станет. Зато банки начнут строить не домами, а целыми кварталами. Сейчас для возведения 100 тысяч квадратных метров в Москве нужно около 10 миллиардов рублей. Кто их даст застройщикам, если не дольщики? Да никто. Банки сами у себя возьмут эти средства, все сами построят, продадут и получат выгоду.

Причем их выгода будет постоянно расти. Сегодня уже около 70 процентов новостроек покупаются в ипотеку, которую люди возьмут не где-нибудь, а в тех же банках. В общем, круг замкнулся.

Третье последствие принятия этого решения — окончательный уход со строительного рынка мелких инвесторов. До начала последнего кризиса около 35 процентов новостроек в Москве покупали на низкой стадии готовности ради вложения средств, чтобы потом перепродать и получить выгоду.

Сейчас доля частных инвесторов, разумеется, существенно снизилась, но они еще есть. Когда долевое строительство как институт отменят, процент инвесторов будет составлять ноль. Люди не смогут на квартирах заработать, и многие понесут свои свободные средства в те же банки, чтобы положить на депозит. То есть кредитные учреждения снова выиграют.

Четвертое следствие — сократится реальная экономика.

Ведь те же частные инвесторы, кто не понес деньги в банк, начнут покупать акции, доллары или евро, играть на бирже.

Иными словами, будет развиваться не реальное строительство, а расти виртуальный мыльный пузырь, надутый спекуляциями. Похожая история уже была в 1920-х годах в США, и все кончилось Великой депрессией.

Решение об отмене долевого строительства, вне сомнения, снизит риски покупателей жилья. Но, повторю, исключительно за их счет. А еще это решение резко усилит присутствие государства в экономике. Ведь самые крупные банки, вкладывающиеся в строительство, я подчеркиваю, государственные. Что получится на выходе — представить нетрудно.

Все мы жили в Советском Союзе и знаем, насколько эффективна государственная экономика.

amp-next-page separator