Духовная культура государства

Общество
Народные ремесла — это очень узкая область. На всю страну этим занимаются не больше двухсот юридических лиц. Важно понимать, что это профессиональная деятельность профессиональных людей, а не кружки самодеятельности.

Есть крупные заводы — такие как «Ду­левский фарфор» или «Павловопосадская платочная ману­фактура». А есть совсем маленькие предприятия. Например, ярославская «Мастерская майолики Павловой и Шепелева». И во всех случаях речь идет о высочайшем мастерстве.

В России есть всего десять человек, которые умеют создавать рисунки для павловопосад­ских платков. Этому нужно учиться много лет. Это тех­нология печати по шабло­ну. Каждый цветовой слой — это отдельный ша­блон. Художник, проектируя рисунок, мысленно разделяет его по слоям. В Хохломе делают матре­шек. Есть два вида — се­рийные, когда изделие передается из рук в руки и каждая ма­стерица рисует что-то одно: глаза, платок, волосы. И есть ав­торские матрешки, которые создаются одним мастером. Это разный уровень мастерства. Но и то, и другое— народно-художественный промысел.

В сегодняшней структуре народных ремесел 20 видов произ­водства, внутри каждого есть своим подвиды. Например, ху­дожественная обработка дерева, в которую входят и бере­ста, и лоза, и матрешка. Все это различные центры, находя­щиеся в разных местах. Есть важный принцип и понятие, определенное законом: место традиционного бытования народного промысла. Они определяются в конкретных субъ­ектах РФ. И только изделия, изготовленные в этом месте бытования, с соблюдением технологии и художественности­ левых особенностей, которые специальным советом подвер­гаются экспертизе, называются изделием народно-художе­ственного промысла. Никакая «гжель», сделанная где-либо, кроме определенных деревень в Раменском районе Москов­ской области, не может считаться произведением традици­онного народного промысла. Проблема недобросовестной конкуренции в этой области стоит сегодня очень остро.

Важно понимать, что изделия, сделанные традиционным способом, несут в себе очень сильную энергетику. Художник выражает в своем произведении талант, данный ему Богом. По мнению ведущего российского исследователя традици­онных промыслов Марии Некрасовой, народное искусство должно быть закреплено на государственном уровне в стату­се духовной культуры. Потому что без них Россия просто по­теряет свое лицо. По сути, народные ремесла являются само­ идентификатором народов нашей страны, которые выража­ются через определенные орнаменты. Начиная с 1917 года провозглашенное атеистическое государство пыталось ис­коренить все, что имело духовные корни. Деятелями 1920– 1930 годов народные ремесла попали под определение «кре­стьянского искусства» и были задвинуты за ширму декора­тивно-прикладного, что в корне не верно. Если понять глу­бинный фундамент этого явления, то наш взгляд на него ме­няется. И его еще предстоит до конца осмыслить, в том чис­ле и на высшем государственном уровне.

ДРУГИЕ КОЛОНКИ ПО ТЕМЕ

Отличать ценность от подделки

Колонка депутата Мосгордумы, председателя комиссии по культуре Евгения Герасимова

Появление проекта «Ассамблея народных ремесел» — очень своевременное явление в жизни столицы. Сегодня традиционные ценности выходят на первое место, и народные ремесла и промыслы должны стать неотъемлемой частью высокой культуры народов нашей многонациональной Москвы (далее...).

Для отечества и всего мира

Колонка художника Никаса Сафронова

Если человек становится «Иваном, родства не помнящим», то он не может быть гражданином своей страны. Человек должен знать свою историю, а она в России очень богатая. И чем внутренне увереннее в себе такой человек будет, тем больше сможет сделать для своего отечества и для мира в целом (далее...).

Союз науки и искусства

Колонка научного руководителя социально-образовательных проектов Ассоциации участников рынка арт-индустрии  Натальи Михайловой

Креативность и инновации имеют решающее значение для будущего. Хочешь воспитать креативного человека — дай ему качественное художественное образование (далее...).

Город больших возможностей

Колонка директора PR-отдела «Кремль в Измайлово» Рустама Ямолдинова

Комплекс «Кремль в Измайлово» хорошо известен москвичам и гостям столицы. Его туристическая привлекательность связана напрямую не только с необычным внешним обликом самого кремля, его музейным комплексом, но и с проходящей рядом выставкой-ярмаркой «Вернисаж в Измайлово». А значит, с теми масштабными мероприятиями, которые мы там проводим (далее...).

amp-next-page separator